- Transport on Line - hiltunen.htm

Проблема острейшая - тысячи безработных высококвалифицированных специалистов
маются по дикому рынку крюинга, готовые за полцены и на любых условиях
подняться на борт судна под "удобным" флагом. Ситуация нетерпима
и тем, что стране нужна служба занятости плавсостава на государственном
уровне хотя бы по одной причине - чтобы не потерять золотой фонд флота
- высококлассных специалистов, а с ними. собственно. и сам флот... В Москве
состоялось заседание секции СОРОССа по трудовым отношениям и социальным
вопросам.

ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Позиция и процедура участия СОРОССа в регулировании
и контроле деятельности государственных и местных служб занятости для моряков
в соответствии с пересматриваемой на 84 Морской сессии Генеральной Конференции
МОТ (8- 22 октября, Женева) Конвенцией МОТ№ 9 "О трудоустройстве моряков
". 2. Выработка конкретных предложений по изменению нормативных документов
и других правовых актов по вопросам трудоустройства моряков. В работе секции
участвовали: от ФС "Росморфлот" - начальник ОСП и ОТ О.Просвирин,
начальник управления кадровой политики В.Дягтерев, генеральный директор
АО "Совбункер" С.Лаврухин, заместитель генерального директора
АО "Совкомфлот" В.Шинкаренко, руководители региональных ассоциаций
капитанов, судоходных компаний и другие.

Международная Организация труда (МОТ) в своих конвенциях установила,
что государство, их ратифицирующее, обязано установить систему бесплатных
бюро занятости. Государство же обязано лицензировать коммерческую деятельность
в сфере трудоустройства моряков и контролировать работу соответствующих
органов.

В связи с фактами о далеко не бескорыстной деятельности этих бюро во
многих странах, МОТ направила странам и своим представительствам вопросник
по национальным законодательствам в этой сфере и, получив необходимую информацию,
поручила своему Административному Совету включить в повестку дня очередной
морской международной конференции вопрос о пересмотре Конвенции № 9 "О
трудоустройстве моряков" (1920 г.). Проект новой Конвенции одобрен
на состоявшейся в Женеве 84-й морской сессии Генеральной Конференции МОТ.

Статьи 2-4 этого Документа устанавливают порядок трудоустройства моряков,
который не может основываться на коммерческих интересах служб занятости.
Рекомендовано координировать эту работу с государственными службами занятости.
Морякам должна быть гарантирована, в частности, свобода выбора судна и
условий возможных контрактов, а судовладельцам - свобода выбора экипажа.

Но положения новой Конвенции с трудом вписываются в соответствующую
российскую практику.

Нужна специальная служба

В Федеральной службе занятости нет специальной службы занятости моряков.
Существующие в морских пароходствах -акционерных обществах управления персоналом
не могут рассматриваться как государственные и работают как коммерческие
бюро найма. Исключения составляют Арктическое и Северо-Каспийское морские
пароходства, являющиеся государственными предприятиями.

Широко распространено трудоустройство моряков на коммерческой основе.
Деятельность этих бюро государство не контролирует, а их персонал, зачастую,
не отвечает квалификационным требованиям МОТ.

Отсутствуют законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие
трудоустройство моряков и роль государства в этом деле, в том числе в отношении
судов под "удобным флагом".

Федеральная служба занятости РФ, рассмотрев тексты новых Конвенции и
рекомендаций МОТ, сообщила (письмо от 11.03.96 № М 8-23-597), что согласна
в принципе с этими документами и считает, что служба занятости моряков
может создаваться в качестве самостоятельной или в качестве структуры соответствующей
госслужбы. Рекомендовано также принять по этому вопросу специальный Указ
президента РФ

Точка зрения СОРОССа

Готовясь к обсуждению на секции по трудовым вопросам проблемы трудоустройства
российских моряков, СОРОСС провел сопоставление предложений Трехстороннего
Совещания по морским трудовым нормам относительно пересмотра Конвенции
№ 9 "О трудоустройстве моряков" 1920 г. с соответствующими законодательными
и нормативными актами Российской Федерации. Приведем только некоторые из
них.

Согласно предложениям Комитета МОТ, термин "служба занятости"
означает любое лицо, компанию, учреждение, агентство либо другую организацию
в государственном или частном секторе, которая занимается как основной
или .второстепенной деятельностью, непосредственно или в качестве посредника,
бесплатно или в обмен на финансовую компенсацию нахождением занятости для
моряка либо трудоустройством моряка у работодателя.

Законодательством же РФ предусматривается только создание общей Федеральной
службы занятости, которая состоит из: государственного комитета Российской
Федерации по занятости населения, государственных комитетов республик в
составе РФ по занятости населения; центров занятости населения в краях,
областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге:
центров занятости населения в районах и городах. Финансирование службы
занятости осуществляется за счет средств фонда занятости (ст. 25 Закона
о занятости).

При этом Государственный фонд занятости населения РФ является государственным
внебюджетным фондом и федеральной собственностью РФ (п. 1 ст. 22 Закона
о занятости).

Союзом российских судовладельцев были проанализированы также Предложения
Комитета МОТ относительно порядка лицензирования служб занятости по найму
или трудоустройству моряков, по контролю за деятельностью данных служб,
о требованиях к квалификации моряка, о составлении коллективного договора
о найме, информированности о правах и обязанностях моряка и др.

В целом, по мнению СОРОССа, все Предложения приемлемы для России, однако
почти все требуют согласования с Госкомитетом по занятости РФ, а также
соответствующего законодательного и нормативного определения.

В связи с этим необходимы соответствующие решения по данной проблеме
и самих судовладельцев. Для дальнейших действий, в целях решения вопроса
организации трудоустройства российских моряков и защиты их интересов в
свете требований проекта новой Конвенции МОТ в новых условиях хозяйствования
морских пароходств и вновь созданных судоходных компаний и других организаций,
имеющих лицензии на морские перевозки, СОРОССом было предложено рассмотреть
целесообразность создания государственных бюро найма и трудоустройства
моряков, а также соответствующего центрального органа по руководству, контролю
за работой государственных и частных бюро с выдачей им после надлежащей
аттестации лицензии на право деятельности.

Причем, поскольку трудоустройство моряка на судно должно быть бесплатным,
положение о бюро найма, как отметил, открывая заседание секции президент
СОРОССа Михаил Романовский, должно быть утверждено федеральным органом
исполнительной власти или решением Правительства РФ:

- Данное положение должно быть разработано как с учетом нашей российской
специфики, так и международных законов, в которых мы работаем на морском
иностранном трудовом рынке.

- В целом, Предложение № 6 Комитета МОТ приемлемо, необходимо только
согласовать с Госкомитетом РФ по занятости вопрос о службах занятости непосредственно
для моряков, - подчеркнул Президент Союза Российских судовладельцев.

Если говорить об определениях Предложений Комитета МОТ, то такой термин,
как "компетентный орган власти" В Предложении № 7, означает министр,
правительственный департамент либо иной орган управления, имеющий полномочия
издавать предписания, приказы или другие инструкции, имеющие силу закона
в отношении найма и трудоустройства моряков.

Данное предложение также приемлемо для России. Необходимо только определить,
в функцию какого ведомства будут входить вопросы найма моряков на суда
под флагом РФ, а также вопросы организации трудоустройства на суда под
иностранным флагом.

Что касается регулирования служб занятости для моряков, то согласно
Предложению № 8 Комитета МОТ "каждый член, для которого Конвенция
имеет силу, может содержать бесплатную государственную службу занятости
для моряков в рамках политики удовлетворения требований моряков и судовладельцев.
Такая служба может являться составной частью государственной службы занятости
для всех трудящихся или координироваться с нею".

Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19.04.91 с
изменениями и дополнениями от 15.07.92 № 3307-1 ст. 26(3) гласит: "Услуги,
связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной
службой занятости бесплатно".

Однако специальных норм о трудоустройстве моряков в законодательстве
РФ не установлено, при этом трудоустройством моряков могут заниматься те
общества, которые имеют лицензию на право заниматься таким видом деятельности.

В связи с этим Предложение № 8 также может быть приемлемо для России,
однако вместе с Госкомитетом РФ по занятости подлежит рассмотрению вопрос
относительно организации бесплатной службы занятости моряков.

Отряд безработных моряков растет

Только за истекшие полгода флот сократился на 15%. К концу года сокращение
прогнозируется до 20-30%. Растет, соответственно, и число безработных моряков.

Например, в Балтийском морском пароходстве 95 капитанов и 140 старших
механиков, а в целом - 5 тысяч человек не имеют работы. Это неудивительно.
Если 5-6 лет назад БМП располагало 176 судами, то сегодня - много меньше.
По словам Генерального директора АО "БМП" Михаила Романовского,
приходится продавать ежемесячно по два судна, чтобы выплачивать зарплату.
Августовские указы президента РФ усиливают налоговое бремя на балтийское
и другие пароходства, что, по его мнению, вынудит для увеличения налоговых
поступлений в "центр" продать до 20-30% флота на Балтике. В такой
ситуации трудно рассчитывать на то, что международные конвенции и рекомендации
о бесплатном трудоустройстве моряков будут неукоснительно выполняться.
Тем не менее, от решения этой проблемы, и не только в Балтийском пароходстве,
никуда не уйти.

Не менее сложная ситуация и на Дальнем Востоке. По словам представителя
АО "Дальневосточное морское пароходство", директора компании
"Фесконтракт" Н.Дрюка, к 2000 г. в регионе ожидается до 15 тысяч
безработных, а к концу 1996 г. под сокращение попадают около 3 тысяч моряков.

Средний возраст судов в ДВМП - 20 лет, у частных судовладельцев - этот
показатель доходит до 30 лет. Доживут ли такие суда до 2000 года? В большинстве
других пароходств РФ обстановка не лучше.

По словам заместителя начальника Управления внешних связей "Росморфлота"
В.Юрьева, 15%-ное сокращение флота приводит к 25%-ному росту безработицы,
дефицит командного высококвалифицированного персонала на мировом флоте
ежегодно будет составлять до 40 тыс. человек. По оценкам же МОТа, российские
моряки по уровню квалификации находятся на уровне, равном британцам или
немцам.

Есть, по его мнению, и другой аспект: введение новой концепции МОТ "О
трудоустройстве моряков" в 2000 г. вынудит около 60% филиппинцев покинуть
иностранные суда.

Всего на иностранных судах работает до 110 тыс. филиппинских моряков,
поступления же в госбюджет от их зарплаты занимают 3-4 место в поступлениях
в госбюджет Филиппин!

Уровень подготовки филиппинцев не отвечает возросшим требованиям международного
судоходства, поэтому у российских моряков появляется перспектива в трудоустройстве.

Определенный опыт в этом деле имеется у Балтийского морского пароходства.
По словам и.о. директора АО "БМП" по персоналу В.Тимофеева, через
крюинговую компанию "Балтинтер" уже удалось трудоустроить на
иностранных судах 1800 моряков на 36 судов, где средний заработок - 2800
долларов.

Дочерняя компания открыта в Греции крюинговой компанией при АО "Дальневосточное
морское пароходство". Там работает 150 российских моряков, в день
устраивается несколько человек. Зарплата капитана - до 2800 долл., матроса
- до 900 долл. в месяц. На голландских судах, куда трудоустраивает моряков
эта же компания, капитан зарабатывает, в среднем, 3000 долл., матрос -
1100 долл.

Сложнее трудоустраивать моряков на частные российские суда, работающие
(как и в оффшорные судоходные компании) в оффшорных зонах. По словам директора
компании "Фесконтракт" П.Дрюка, у каждого судовладельца свои
законы и он не будет "портить" свой бизнес большими расходами
на зарплату персоналу. В этих условиях приходится, как считает П.Дрюк,
выкручиваться, но главное - российским крюинговым компаниям нужны четкие
международные, российские законы и помощь из отраслевого "центра".

Но, по словам заместителя генерального директора АО "Совбункер",
Н.Долгопола, только постановление правительства РФ от 5 ноября 1990 г регулирует
трудоустройство моряков: это входит в компетенцию Федеральной миграционной
службы . Эта же служба выдает лицензии на деятельность местных служб по
трудоустройству. Но устранение от такой работы "Росморфлота"
привело к тому, что снизился уровень компетентности принимаемых решений
в сфере трудоустройства моряков. В этой связи требуется привести в соответствие
с новыми международными нормами и современными условиями в российском судоходстве
ситуацию с Паспортом моряка, затрудняющей сегодня трудоустройство моряков
на иностранные суда.

Однако крюинговые компании успешно работают, трудоустраивая моряков:
в Москве таких компаний 8, а по России - около 100.

Выступавшие на заседании секции СОРОССа (Романовский, Новиков, Мацкявичус,
Тимофеев и другие) подчеркивали, что присоединение России к новым международным
правилам трудоустройства моряков потребует незамедлительного пересмотра
многих законодательных и нормативных актов в части судоходства, найма-увольнения
рабочей силы и квалифицированного персонала, государственной поддержки
в решении вопросов трудоустройства. Но такие вопросы - составная часть
общегосударственной политики в сфере морского транспорта, которая, как
показывает мировая практика, должна предусматривать всевозможную поддержку
национальных (российских) судовладельцев и портов, юридическую и материальную
защиту моряков от произвола иностранных судовладельцев. Ведь невозможно
оставлять в силе прежние документы (в частности, по сей день действующий
Паспорт моряка, положения которого позволяют, в принципе, получать его
гражданским лицам), которые не отвечают современным требованиям российского
и международного судоходства.

По мнению Руслана Чендинова, представителя филиала СОРОССа на Дальнем
Востоке, маловероятно, что присоединившись к новой конвенции МОТ, Россия
сможет на деле многое кардинально изменить в сфере трудоустройства моряков.
Ибо для этого необходим комплекс взаимосвязанных мер экономического и юридического
порядка. В частности, нет пока оснований полагать, что будут своевременно
изменены Положения о Паспорте моряка - у многих российских ведомств пока
не проявляется желание серьезно заниматься этим и другими, смежными вопросами.

Как считают в управлении внешних связей ФС "Росморфлот", одна
из наиважнейших задач сегодня - подготовка и обновление морских кадров.
Это необходимо и для повышения квалификационной конкурентоспособности российских
моряков на мировом рынке труда, хотя бы для того, чтобы восполнить предстоящее
выбытие филиппинского персонала из международного судоходства.

Но денег на отраслевую науку отпускается все меньше, поэтому подготовка
высококвалифицированных кадров на морском транспорте весьма проблематична.
Кроме того, российский флот все равно будет восстанавливаться, и тоже потребует
кадры. Все эти проблемы взаимосвязаны, но их решение не в последнюю очередь
зависит от государственной морской политики, которая сегодня, к сожалению,
просто-напросто отсутствует как таковая.

Алексей Чичкин Вера Васильева. Москва