- Transport on Line - hiltunen.htm

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992
года № 1513 "О мерах по возрождению торгового флота России" постановлением
Совета Министров Правительством Российской Федерации от 8 октября 1993
года № 996 утверждена "Программа возрождения торгового флота России".

Для реализации указанной Программы в 1994 году была создана Генеральная
дирекция государственного заказчика, основной задачей которой является
организация и решение всего комплекса вопросов, связанных со строительством
новых перегрузочных комплексов в портах, реконструкцией и техперевооружением
действующих комплексов, развитием инфраструктуры, строительством и закупкой
флота.

Необходимость разработки такой Программы была обусловлена тем состоянием,
8 котором оказался морской транспорт России после раздела между бывшими
союзными республиками.

Россия осталась без танкеров ледового класса и рефрижераторных судов,
морских паромов и лихтерово зов, пассажирских судов, большинства специализированных
перегрузочных комплексов, обеспечивающих перевалку зерна, руды, угля, химгрузов,
наливных грузов, контейнеров, паромных комплексов на Балтике и Черном море.

Материально-техническая база портов, судоремонтных заводов нуждается
в техперевооружении, реконструкции. К настоящему времени средний возраст
судов транспортного флота возрос до 20 лет.

В рамках Программы за три года, прошедших с ее принятия, было введено
в эксплуатацию 8 портовых перегрузочных комплексов мощностью 12 млн.тонн
в год. В стадии строительства 19 (порты Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск,
Таганрог, Восточный, Ванино и др.) мощностью 24,4 млн.тонн. Построено 43
современных транспортных судна. Продолжается строительство 63 единиц транспортного
и специального флота, в том числе 13 - на предприятиях Миноборонпрома России,
что способствовало конверсии предприятий отрасли.

Утверждены технико-экономические обоснования строительства трех портов
в Финском заливе на Балтике, включая двух наливных в районе бухты Батарейная
и в районе г. Приморска и сухогрузного в районе г. Усть-Луга, в составе
которого предусмотрено строительство железнодорожно-автомобильного паромного
комплекса Усть-Луга - Калининград - Европа. Продолжаются реконструкция
и строительство портов на Черном море и Каспии. Запланировано строительство
нового грузового порта мощностью 4 млн.тонн в районе г. Балтийска Калининградской
области.

Ход реализации Программы был рассмотрен 9 июля с.г. на Комиссии Правительства
РФ по оперативным вопросам, по результатам которого Гендирекцией совместно
с подразделениями Росморфлота и отраслевыми институтами проведена корректировка
Программы, исходя из темпов ее выполнения и реальных источников финансирования.

Реализация этих проектов позволит обеспечить переключение части грузопотока,
следующего через порты Прибалтийских государств и Финляндию, сократит валютные
затраты российских экспортеров, создаст новые рабочие места.

Вместе с тем, реализация Программы возрождения торгового флота России
идет с отставанием. Это обусловлено недостатком финансирования, практического
отсутствия бюджетных инвестиций Программы. В проекте бюджета на 1997 год
госкапвложения выделяются лишь на объекты, обеспечивающие безопасность
мореплавания. В этих условиях одной из основных и важнейших задач Гендирекции
стало изыскание путей финансирования строительства портовых перегрузочных
комплексов и флота. Для строительства и последующей эксплуатации портовых
перегрузочных комплексов были организованы акционерные общества с передачей
им части функций государственного заказчика, с привлечением средств отечественных
и зарубежных инвесторов. Так, в текущем году в соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1488-р в районе г. Усть-Луга начато
строительство специализированного перегрузочного комплекса по перевалке
8 млн,тонн угля в год, сооружение которого взяло на себя АО "Компания
Усть-Луга" с частичным финансированием компанией "Росуголь".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 591
начаты подготовительные работы строительства терминала по перевалке 7,5
млн.тонн нефтепродуктов в год в районе бухты Батарейная, финансирование
которого взяло на себя АО "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз".

Вопрос о роли отечественных портов и судоходных компаний в перевалке
и перевозке импортно-экспортных грузов, повышении их конкурентоспособности
на рынке транспортных услуг был рассмотрен 8 октября с.г. на заседании
Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам.

По итогам рассмотрения этого вопроса Минтрансом России совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами завершается подготовка проекта постановления
Правительства РФ "О повышении конкурентоспособности российских перевозчиков
на рынке транспортных услуг".

Владимир Аристархов, генеральный директор