- Transport on Line -

Алексей БАЛИЕВ

Позиции России в перевозках внешнеторговых грузов стран СНГ укрепляются:
согласно распоряжениям правительства РФ (16 июня) с 1997 года разрешен
проход торговых судов Туркменистана и Украины по внутренним водным путям
РФ.

Правительственные распоряжения предусматривают, что соответствующие
разрешения выдаются Минтрансом РФ по согласованию с МИДом и ФПС РФ. Теперь
суда Туркменистана могут следовать с Каспийского моря в Азовское, а Украины
- с Азовского моря до Астрахани.

По данным за 1996 - первое полугодие 1997 г., доля транзита водными
видами транспорта через Россию в общем объеме внешнеторговых перевозок
Туркменистана достигает 20%, Украины - 15%. Согласно прогнозным оценкам,
эти показатели к концу 1997 года превысят, соответственно, 25-30 и 20%.

Водные перевозки республик СНГ через Россию не «привязаны» к навигационным
сборам в инвалюте - иными словами, РФ не стремится использовать заинтересованность
Ашхабада и Киева в экспортно-импортных перевозках по российской территории
в целях роста "транзитно-валютных дивидендов». Связано это во многом
с тем, что и Россия зависит от транзита через соседние страны Содружества,
и в первую очередь - через Украину. Ведь не секрет, что транзитные цены
нередко используются в качестве рычага экономико-политического давления
Москвы и Киева друг на друга (что имеет место в Керченском проливе, при
экспортном нефте- и газотранзите РФ через Украину и т.п.).

Согласование российско-украинских интересов в сфере водного транзита
грузов через Россию, как считают в Минтран-се РФ, создает прецедент для
решения Москвой и Киевом аналогичных вопросов в сфере транзитных перевозок
и на других видах транспорта. Что касается транзита Туркменистана, то несколько
месяцев назад РФ и Туркменистан договорились об экспортной перекачке туркменистанского
газа в Дунайско-Балканский регион через РФ, и, аналогично водному транзиту,
условия газотранзитного соглашения Москвы с Ашхабадом не предусматривают
исключительно инвалютной оплаты транзитных услуг. Открытие ряда водных
путей России для Туркменистана, имеющих для него стратегическое значение,
является своего рода ответной мерой на льготные тарифы, предоставляемые
Ашхабадом Москве в рамках евроазнатского железнодорожного коридора «Север
- Юг» (Скандинавия, Балтия - РФ - Казахстан - Туркменистан -Иран). Следовательно,
создается система транзитных коммуникаций, постепенно охватывающая большинство
стран Содружества, а также Иран: в этой стране тоже введены льготные транзитные
тарифы для внешнеторговых грузов России, централь-ноазиатских республик
и Армении.

Каспийское же море пока закрыто для иностранных судов, в том числе украинских
(что обусловлено нынешним статусом Каспия). Доступ флота Украины в каспийскую
акваторию возможен при изменении здесь международного режима судоходства.
Но решение последнего вопроса - в компетенции исключительно прикаспийских
государств.