- Transport on Line -

Елена КРИВЯКИНА

ПРАВИТЕЛЬСТВО на «большом Совмине» обсудило ход завоза нефтепродуктов
и топлива в районы Севера с ограниченными сроками навигации.

Недостаточное и несвоевременное финансирование из федерального бюджета
поддержки завоза (в течение июня перечисление финансовых средств северным
регионам не производилось, не были выделены ссуды на •кассовый разрыв)
привело к снижению темпов северного завоза. Так, на 1 июля 1997 года общий
объем завезенной продукции составил 6866,8 тыс. тонн (95,6% к объемам поставок
на 1 июля 1996 года), в том числе объемы завозимых нефтепродуктов и продовольствия
упали и составили соответственно 3314,2 тыс. тонн и 494,3 тыс. тонн (84,4%
и 96,5%) при остающемся несколько увеличенном завозе угля - 3254,2 тыс.
тонн (111,5%). Аналогичное положение с завозом продукции и в районы с ограниченными
сроками завоза, куда завезено нефтепродуктов 389,3 тыс. тонн (99,8%), угля
-614,3 тыс. тонн (106,8%), продовол1г ствия - 172,2 тыс. тонн (122,3%).

В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 1997 год» государственная
финансовая поддержка завоза продукции в районы Севера с ограниченными сроками
завоза определена в сумме 3,5 трлн.руб., 70% из которых должны были быть
направлены субъектам Федерации до 15 мая, а остальные - до 15 июля 1997
года. По данным Минфина, на 6 июня 1997 года до администраций северных
территорий было доведено 1014,5 млрд. руб., в том числе 607,5 млрд. руб.
- денежными средствами, что составляет 29% от общей суммы, предусмотренной
федеральным бюджетом. Новых перечислений до сих пор не производилось.

Учитывая сложности с выполнением бюджета, Минфином, МПС и Госкомсевером
России была подготовлена схема перечисления из федерального фонда средств
для финансирования части расходов на завоз в 1997 году нефти, нефтепродуктов
и топлива железнодорожным транспортом и погашения задолженности предприятий
железнодорожного транспорта по взносам в Пенсионный фонд. Указанная схема
предусматривала участие на конкурсной основе коммерческих банков в финансировании
завоза. В конкурсе приняли участие 38 коммерческих банков, право финансирования
северного завоза получил банк «Менатеп". Однако впоследствии Минфин
в одностороннем порядке задержал внедрение предложенной схемы. Кроме того,
сообщили в аппарате правительства, не была внедрена дополнительно предложенная
схема финансирования северного завоза путем частичного завоза энергоносителей
в районы с ограниченными сроками завоза грузов Газпромом в счет его задолженности
перед Пенсионным фондом России.

Одним из основных источников финансирования являются переданные органам
исполнительной власти субъектов Федерации в управление бюджетные ссуды
1994-1995 годов в сумме более 18 трлн. руб. для формирования региональных
фондов госфинподдерж-ки завоза продукции. Однако возврат средств в фонды
идет крайне медленно. На 1 июля 1997 года объем возврата средств (включая
плату за пользование ими) фактически составил за два года 6219,1 млрд.
руб., или 44,2% от объемов, подлежащих возврату.

Определенные трудности завоза продукции на Север возникают из-за несвоевременной
оплаты регионам транспортных услуг морякам и речникам. Так, дебиторская
задолженность за 1995-1996 годы составляет 893,3 млрд. руб., в том числе
речному флоту - 620,4 млрд. руб. и морскому флоту -272,9 млрд. руб.