- Transport on Line -

Тимофей ГУЖЕНКО

По случаю Дня работников морского и речного флота в Совете Федерации
состоялось торжественное собрание тружеников отрасли. В его работе участвовали
вице-премьер правительства РФ Владимир Булгак, директор службы «Росморфлот»
Валерий Быков, «Росречфлот» — Николай Смирнов, министр транспорта РФ Николай
Цах, первый заместитель главнокомандующего ВМФ России Игорь Касатонов,
бывший министр морского флота СССР Тимофей Гуженко и др. В следующих номерах
газеты будут опубликованы выступления участников торжественного собрания,
которые, на наш взгляд, могут представлять интерес для читателей.

Большое спасибо за приглашение и предоставленную возможность выступить
на торжественном собрании.

Тональность наших выступлений надо бы сменить с бравурной на серьезную.
Дела к тому обязывают.

Перевозки судами под национальным флагом катастрофически падают внутренние
и внешние. В частности, несмотря на многочисленные решения правительства
и указы президента, за прошлый год перевозки в районы Крайнего Севера снизились
более чем на 25 процентов.

Возьмем Программу правительства по возрождению флота - ведь никакого
возрождения нет! Если в 1991 году у России оставалось немногим более 10
миллионов тонн тоннажа, то через 5 лет оказалось только 6,3 млн.т. Разве
это возрождение флота?

Капитальные вложения на обновление российского флота последние годы
практически не выделяются. Я полвека отдал нашему флоту и не могу не выражать
тревоги по поводу того, что сегодня происходит с флотом России.

Правительство не имеет возможности возрождать флот сообразно с категорией
«великая морская держава». Но у руководства страны есть возможность создать
условия для самофинансирования, самовозрождения морского флота Российского
государства.

Нынешние руководители отрасли, а также пароходств грамотны экономически
и политически. Они понимают, что нужно флоту. Но им связали руки, поэтому
приходится распродавать то, что еще остается у флота России.

Кому-то выгодно, идя на поводу международных финансовых структур, лишать
российский флот судов и грузоперевозок. Между тем составляющая фрахта в
цене внешнеторгового товара достигает 70 и более процентов. Так зачем же
мы разрушаем экономическую основу работы нашего флота?

Нужно принять закон, предусматривающий соотношение отечественных и иностранных
морских перевозчиков в пропорции 50х50 - по аналогии со многими странами.
Это позволит создать условия для самофинансирования возрождения флота.

Нельзя далее терпеть развал флота России.

И на Дальнем Востоке ситуация сложная: развиваются транзитные направления,
обходящие Россию со всех сторон. А в Дальневосточном регионе - только совещания,
комиссии, опять совещания и все - по транспортным, тарифным вопросам. А
конкретных решений нет.

Пора переходить от многословия к конкретным делам. Именно в них - величие
России как морской державы.

Я обращаюсь к правительству, президенту, СМИ: хватит дискуссий и «футбольных»
комиссий. Пора конкретно возрождать российский флот.

Пора встряхнуться и понять, что дело подлинного возрождения флота России
- в наших собственных руках.