- Transport on Line - hiltunen.htm
Редакция газеты представляет новую рубрику - "Судовладельцы России".
Цель - предоставить печатную трибуну всем российским судовладельцам, на
плечи которых легло бремя сохранения и развития национального флота. Это
нелегкое дело требует постоянного обмена мнениями по поводу складывающейся
на местах конкретной ситуации, гласного обсуждения множества проблем, в
кругу которых приходится работать морякам, прямого обращения к законодательной,
исполнительной, всем ветвям власти страны.
Кроме того, сегодня время поближе познакомить морскую общественность
страны с тем жизненным путем, которым прошел каждый судовладелец России.
Ведь во многом только благодаря личным качествам характера этих людей в
России сохранились и действуют крупнейшие национальные судоходные компании,
и прежде всего нынешние морские и речные пароходства, обеспечивается жизнедеятельность
базовых морских городов, российские моряки имеют работу, пополняется государственная
казна.
И если Россия и будет иметь соответствующий званию великой державы флот
в наступающем XXI веке, то только благодаря тем, кого в каждом последующем
номере вы будете встречать под рубрикой "Судовладельцы России".
НИКОЛАЙ МАТЮШЕНКО, генеральный директор АО "Мурманское морское
пароходство"
Родился 17 мая 1949 года в г. Нытва Пермской области.
С июля 1966 г. по сентябрь 1966 г. работал электромонтажником на судоремонтном
заводе г. Мурманска.
С сентября 1966 г. по март 1971 г. обучался в Мурманском мореходном
училище им. И. И. Месяцева на судоводительском факультете.
С марта 1971 г. по август 1971 г. работал 4-м помощником капитана на
судах управления
"Севрыбхолодфлот ". В августе 1971 г. принят 4-м помощником
капитана в Мурманское морское пароходство на т/х "Саша Бородулин"
и проработал 8 лет в должностях 4, 3, 2-го старшего помощника капитана.
С декабря 1979 г. по март 1982 г. работал старшим помощником т/х "Кузьма
Минин", где получил рекомендацию для работы капитаном.
8 февраля 1983 г. МАТЮШЕНКО Н.И. утвержден Коллегией ММФ в должности
капитана судов дальнего
25 апреля 1983 г. назначен капитаном т/х "Капитан Кудлай".
В декабре 1985 г. был избран секретарем партийного комитета пароходства.
Указом ЛВС СССР 03.07.1986 г.
награжден орденом "Знак Почета". В августе 1988 г. назначен
заместителем начальника пароходства - начальником службы ледокольного флота
и арктических операций.
В сентябре 1988 г. направлен на учебу в Академию народного хозяйства;
в июле 1989 г. закончил учебу.
В июле 1989 г. назначен первым заместителем начальника пароходства.
5 января 1992 г. приказом директора Департамента морского транспорта
назначен начальником Мурманского морского пароходства.
С ноября 1993 г. — генеральный директор АООТ "Мурманское морское
пароходство".
Вот уже четвертый год наше предприятие работает в новых организационноправовых
условиях. 15 января 1993 года Постановлением № 16 Главы администрации г.
Мурманска государственное предприятие "Мурманское морское пароходство"
было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Мурманское
морское пароходство".
Это время было нелегким для предприятия: переход к новым рыночным отношениям
в условиях недостаточной правовой базы, падение производства, бурный рост
инфляции, низкая платежеспособность клиентуры - все это ставило пароходство
в достаточно трудное положение. Особенно тяжелым в этом отношении был 1994
год.
Однако, несмотря на все трудности, связанные с внедрением рыночных отношений,
коллектив пароходства успешно справился с поставленными задачами, главная
из которых - сохранение стабильности и устойчивости предприятия.
Благодаря напряженной работе моряков, специалистов, руководителей достигнуты
положительные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, обеспечены
достаточно хорошие социальные условия жизнедеятельности работников коллектива.
Общий объем перевозок грузов собственным флотом пароходства по сравнению
с 1994 годом увеличился на 10,3%, в том числе в загранплаваний на 11,7%,
в каботаже - на 5,6%. Следует отметить, что после значительного сокращения
каботажных- перевозок в 1994 году в 1995- м эти перевозки возросли до уровня
1993 года.
Чистая валютная выручка на загранперевозках выше отчета 1994 года на
32,8%, при таком же, что и в 1994 году, бюджете времени на перевозках в
загранплаваний. По сравнению с 1993 годом чистая выручка увеличилась на
3,9% при снижении бюджета времени на 19,1%, т.е. за два года использование
флота стало более эффективным. Валютная производительность работы флота
по сравнению с 1994 годом повысилась на 32,8%, а по сравнению с 1993 годом
на 28,5%.
Об улучшении использования флота свидетельствуют и другие показатели:
производительность работы флота в каботаже по сравнению с 1993 и 1994 годами
возросла соответственно на 18,3% и 5,9% снизились непроизводительные простои
флота на 1000 тонн переработанного в российских портах груза на 21,8% и
22,0%, в том числе: в загранплаваний на 17,5% и 17,7%, в каботаже на 27,0%
и 30,8%.
Дедвейт собственного транспортного флота на конец 1995 гола по сравнению
с началом 1993-го снизился на 33,9% за счет списания по техсостоянию 15
судов и передачи 10 судов в дочерние компании. Суммарный же дедвейт флота
с учетом флота дочерних компаний за три года увеличился на 10,5% за счет
строительства 4 новых судов дедвейтом 192,7 тыс. тонн. Пятое судно принято
в дочернюю компанию в январе 1996 года.
Удельный вес собственного флота в общем дедвейте на конец 1995 года
составляет 59,8%, а с поступлением в 1996 году двух новых судов общий дедвейт
флота увеличится еще на 10,0% и доля собственного флота снизится до 54,4%.
Ледокольный флот, включающий в себя атомные и дизельные ледоколы, а также
суда атомно-технологического обслуживания (АТО), находится в федеральной
собственности и передан пароходству в хозяйственное ведение (оперативное
управление).
Из II ледоколов 8 имеют ядерные энергетические установки (ЯЭУ) и три
- дизель-электрические. Два ледокола с ЯЭУ ("Ленин", "Сибирь")
выведены из эксплуатации на отстой по техническому состоянию, э/л "Арктика"
после ремонта в 1996 голу введен в эксплуатацию.
Финансовое состояние пароходства в 1995 голу в целом было устойчивым.
Однако предприятие испытывало финансовое затруднение в первом полугодии
из-за отсутствия финансирования из бюджета по ледокольному флоту, а также
из-за несвоевременности поступления платежей по дебиторской задолженности.
Работниками пароходства велась активная работа по взыскиванию дебиторской
задолженности и по снижению расходов по предприятию, в результате чего
в течение всего года не было нарушения сроков выплаты заработной платы,
недоимок по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. V нас получают зарплату
вовремя.
Для обеспечения безубыточной работы пароходства в 1995 году администрация
продолжала реализовывать комплекс мер по снижению расходов по всем статьям
и увеличению доходности работы флота. В результате квалифицированной работы
специалистов и руководителей управления эксплуатации флота во взаимодействии
с другими подразделениями достигнуто улучшение всех основных показателей
работы судов пароходства, о которых я уже упоминал.
Экономическая ситуация складывается таким образом, что этот год, по
нашему мнению, один из самых трудных. Предпосылками этого являются: колоссальный
рост налогов в связи с переоценкой основных фондов (более чем в 2 раза),
увеличение выплат таможенных пошлин и платежей, постоянно растущая задолженность
основных клиентов пароходству (в отдельные моменты превышающая 30 млрд.
рублей), отсутствие финансирования на содержание ледокольного флота из
федерального бюджета (до сегодняшнего дня не выделено ни рубля, и, по прогнозам,
этих средств не будет до конца июня 1997 года).
В таких условиях, чтобы сохранить работоспособность, необходимо принятие
кардинальных мер по снижению расходов пароходства по всем статьям. Отсутствие
бюджетного финансирования ледокольного флота и невозможность содержания
его акционерным обществом ставит вопрос радикального решения его дальнейшей
судьбы.
В текущем году мы вынуждены предпринимать серьезные меры по реорганизации,
а то и ликвидации подразделений, приносящих убытки. В том числе имею в
виду и совершенствование структуры подразделений с соответствующим сокращением
численности работающих, ужесточение контроля за закупками пароходства,
прекращение убыточных для нас услуг другим предприятиям, включая и смежные,
освобождение помещений, арендуемых пароходством в городе, прекращение какого-либо
строительства объектов и т.д.
В результате проводимых мероприятий по совершенствованию структуры,
сокращению численности и ограничению приема на работу общая численность
работающих в пароходстве за 1995 год уменьшилась на 500 человек и составляет
на сегодня 6361 человек, в том числе береговых работников - 1463 человека
(4898 чел. - плавсостав).
Среднесписочная численность в 1995 году - 6742 человека, в 1994 году
- 7692 человека, или на 950 человек меньше. Следует отметить, что удельный
вес численности работников береговых предприятий в общей численности работающих
снизился с 27,5% в 1993 году до 24,2% в 1995 году. Эта работа планомерно
продолжается