- Transport on Line - hiltunen.htm
Многие представители российского флота оставили заметный след в истории
мирового мореплавания, морской науке и технике, прославив тем самым Россию
в веках. Некоторые из них, однажды ярко сверкнув, со временем забылись
как конкретные личности, но остались их имена на картах мира. Читая на
карте названия островов, полуостровов, заливов, проливов и т.д., мы не
задумываемся и не увязываем их с конкретными людьми, да порой просто и
не знаем: кто же они, какими были? Редакция начинает публикацию
имен и краткой истории жизни некоторых из тех, кто внес вклад в развитие
российского флота и морской науки, кого не грех вспомнить и отдать дань
признательности таланту и мужеству в год трехсотлетнего юбилея флота.
Двинов Длександр Павлович (1786 - 1854), мореплаватель, адмирал. Мичманом
плавал на английских военных судах, участвовал в Трафальгарском сражении.
В 1819 - 1822 гг. участвовал в кругосветной экспедиции М.Н. Васильева,
которая пыталась отыскать т.н. "северо-западный" проход из Тихого
в Атлантический океан. Исследовал и описал участок берега в Бристольском
заливе в Беринговом
море. В Наваринском сражении с турецко-египетским флотом в 1827 г. командовал
линейным кораблем "Гангут". В 1834 г. назначен начальником штаба
Черноморского флота и портов Черного моря, командиром Севастопольского
порта. Был ближайшим помощником М.П. Лазарева.
Длымов Илья Петрович (1831 - 1884), ученый в области теории корабля.
В 1851 г. первым по списку закончил Морской кадетский корпус с занесением
в "золотую книгу", а в 1854 г. - офицерские классы корпуса. За
выдающиеся успехи в науках его имя занесено на мраморную доску, он был
оставлен в корпусе, в гардемаринских классах вел навигацию, астрономию,
начертательную геометрию, а в офицерских классах - прикладную математику
и теорию корабля. Занимался мало исследованными вопросами теории корабля.
В 1877 г. предложил оригинальную форму обводов корпуса судна, названную
им "струйной", и она известна под именем Алымова. В 1878 г. была
построена миноноска "Касатка" по этой теории. Испытания показали,
что подобные формы позволяют улучшить ходовые качества кораблей. Состоял
членом Морского ученого совета. Внес существенный вклад в теорию теплотехники,
занимался совершенствованием корабельных энергетических установок.
Амосов Иван Афанасьевич (1800 -1878), кораблестроитель, инженер-генерал.
Под его руководством построено несколько десятков кораблей: 74-пушечные
"Фершампенуаз", "Константин", "Выборг"; 56-пушечный
фрегат "Аврора", 54-пушечный фреат "Презерпина". На
Охтинской верфи он руководил постройкой первого в России пароходо-фрегата
"Архимед". Амосов спроектировал 3- и 4-лопастные гребные винты,
предложил систему из 2 машин и 2 винтов, исследовал гидродинамические характеристики
винта, предложил методику ходовых и швартовых испытаний строящихся судов,
автор оригинальных методов соединения элементов корпусов кораблей. Применил
на строящихся и ремонтируемых кораблях специальное подкрепление палубы
в местах установки орудий, что позволило увеличить калибр, усовершенствовал
тип рулевого устройства.
Построенные Амосовым корабли были образцами судостроительной техники
своего времени.
"Аврора", 54-пушечный фрегат "Презерпина". На Охтинской
верфи он руководил постройкой первого в России пароходо-фрегата 'Архимед".
Амосов спроектировал 3- и 4-лопастные гребные винты, предложил систему
из 2 машин и 2 винтов, исследовал гидродинамические характеристики винта,
предложил методику ходовых и швартовых испытаний строящихся судов, автор
оригинальных методов соединения элементов корпусов кораблей. Применил на
строящихся и ремонтируемых кораблях специальное подкрепление палубы в местах
установки орудий, что позволило увеличить калибр, усовершенствовал тип
рулевого устройства.
Построенные Амосовым корабли были образцами судостроительной техники
своего времени.
Амосов Иван Петрович (1772 - 1843), ученый, кораблестроитель, генерал-лейтенант.
Происходил из древнего рода новгородских мореходов. Учился в Англии, где
в совершенстве овладел корабельной наукой. В 1793 г. вернулся в Россию
и был направлен в Адмиралтейство. Амосов был тогда самым молодым корабельным
мастером в истории отечественного кораблестроения. Занимался переводом
иностранных работ по кораблестроению, которые рассылались по России на
верфи в качестве пособий. За труды неоднократно поощрялся и был досрочно
произведен в капитаны.
Корабли, построенные под его руководством, отличались высоким качеством.
Многопушечные корабли "Гавриил" и "Сельфида" прослужили
17 лет, что явилось рекордом. Амосов готовил и вооружал почти все суда
для русских кругосветных экспедиций начала XIX века. По проектам Амосова
построен или переоборудован ряд кораблей: например, бриг "Меркурий",
выдержавший бой с целой турецкой эскадрой; шлюпы "Восток" и "Мирный"
и др. В 1813 г. под его руководством спущен на воду 110-пушечный корабль
"Ростислав", прослужибший 14 лет без ремонта.
Анжу Петр Федорович (1796 — 1869), исследователь Арктики, адмирал. В
1821 - 1823 гг. исследовал северные берега Сибири между реками Оленек и
Индигирка. Составил карту Новосибирских островов. Анжу первым изучил состояние
движущихся и паковых льдов в море Лаптевых, течения и ветры, суточные и
сезонные колебания температуры воздуха и воды, сделал многочисленные промеры
глубин, определил магнитные склонения и наклонения и их годичные изменения,
высоты приливов и отливов. Участвовал в описании берегов Каспийского и
Аральского морей. В Наваринском сражении Анжу отличился, командуя артиллерией
на "Гангуте". Именем Анжу названа группа островов среди архипелага
Новосибирских островов.
Апраксин Федор Матвеевич (1661 -1728), генерал-адмирал, сподвижник Петра
1, один из создателей русского флота. До 1700 г. двинский воевода в Архангельске,
где расширил старую и заложил новую верфь. В дальнейшем занимался строительством
судов в Азове, гла ноначальствующим Адмиралтейского приказа ведал строительством,
вооружением и снабжением судов. С 1700 г. принимал участие в создании Балтийского
флота, одержал ряд побед над шведами, командовал войсками при осаде и взятии
Выборга. Управлял Эстляндией, Ингерманландией и Карелией. Отличился в сражении
при Гангуте, где одержал первую в истории русского флота крупную морскую
победу. С 1718 г. Апраксин президент Адмиралтейств-коллегий. В Персидском
походе Петра 1 командовал Каспийской флотилией, затем - Балтийским флотом.
Бадигин Константин Сергеевич (1910 - 1984), исследователь Арктики, капитан
дальнего плавания, писатель-маринист, Герой Советского Союза. Плавал штурманом
на ледоколе "Красин", потом на ледокольном пароходе "Садко",
который в 1937 г. был затерт дрейфующими льдами в море Лаптевых. В 1938
г. назначен капитаном "Георгия Седова", затертого льдами в море
Лаптевых, и продолжал дрейфовать на нем до освобождения из ледового плена.
В начале ВОВ Бадигин служил в Беломорской военной флотилии. В 1942 г. назначен
начальником штаба арктических операций, затем был капитаном на судах Севморпути
и морфлота. Известен своими трудами по истории полярного мореплавания и
произведениями на темы истории флота.