- Transport on Line - hiltunen.htm
В 1976 году на базе Управления связи, судовождения и электрорадионавигации
Министерства морского флота решением правительства было учреждено В/О "Морсвязьспутник".
В 1991 г. "Морсвязьспутник" был преобразован в государственное
предприятие, входящее в структуру Министерства транспорта России. Предприятие
обеспечивает разработку и производство отечественных средств радиосвязи
и навигации, поставки зарубежной аппаратуры в соответствии с требованиями
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, законодательных актов
по рыболовству, речному, железнодорожному и автомобильному транспорту.
"Морсвязьспутник" является головным предприятием в России
по целому ряду направлений в области связи и навигации и, в частности,
по поручению правительства представляет интересы России в Международной
организации подвижной спутниковой связи (Инмарсат).
Создание системы подвижной спутниковой связи Инмарсат в 1979 году привело
к быстрому ее развитию и эффективному использованию в международном судоходстве
- на сегодняшний день более 35000 судов мирового флота оснащены терминалами
спутниковой связи, из которых более 3000 различных типов терминалов установлены
на судах морского, рыболовного и речного флотов, судах России. То, что
еще вчера казалось экзотикой, сегодня стало непременным атрибутом морского
судоходства.
Глобальная система спутниковой связи Инмарсат предоставляет неограниченные
возможности для водного, воздушного и сухопутного транспорта в обеспечении
надежной и высококачественной связью с любым абонентом международных сетей:
телефон, телекс, а также сети передачи данных, независимо от местонахождения
абонента и времени суток. Список предлагаемых услуг и аппаратуры весьма
разнообразен и охватывает практически все виды связи. В настоящее время
связь осуществляется в четырех подсистемах.
Инмарсат-А находится в эксплуатации с 1982 г. и обеспечивает
телексную, телефонную, факсимильную связь, а также средне- и высокоскоростную
передачу данных. Выпускается два типа станций: морской - с автоматическим
слежением за спутником и переносной - для использования на суше в тех местах,
где отсутствуют другие виды связи, а также в чрезвычайных ситуациях. Переносные
станции со сборной антенной диаметром
порядка 1 метра упаковываются в чемодан, удобный для транспортировки, быстро
разворачиваются и не требуют специально подготовленных специалистов для
эксплуатации.
Инмарсат-В представляет второе поколение станций спутниковой
связи, в котором используются преимущества цифровых методов передачи информации.
Это станции по габаритам и весу меньше, чем станции Инмарсат-А, но обеспечивают
все виды и качество связи, как и в системе Инмарсат-А. Поэтому они могут
быть установлены даже на малотоннажных судах.
Инмарсат-С обеспечивает телексную связь, передачу факсов и данных,
а также электронную почту. Станции системы Инмарсат-С малогабаритны, имеют
ненаправленную антенну и очень просты в эксплуатации. Это позволяет использовать
их практически на всех видах транспортных средств - на небольших судах,
катерах, яхтах, а также грузовых и легковых автомобилях, поездах и других
транспортных средствах. Выпускаются станции с встроенным приемником спутниковых
навигационных систем для определения местоположения объекта, таких, как
Глонасс и Navstar/GPS, что позволяет передавать краткую информацию о местоположении
транспортных средств в автоматическом режиме и по запросу диспетчера. С
этой целью созданы специальные программно-математические пакеты, позволяющие
отслеживать географическое положение на электронных картах на экране компьютера
диспетчерского центра.
Инмарсат-М - это новая цифровая система телефонной, низко-скоростной
(до 2,4 Кбит) факсимильной связи и передачи данных. Малогабаритные терминалы
системы Инмарсат-М могут быть использованы на морском и сухопутном транспорте.
Переносные станции размером с "дипломат" и "лэп-топ"
могут быть использованы журналистами, коммерсантами, аварийными и пожарными
командами в местах аварий и тех районах, где отсутствуют или выведены из
строя средства связи.
Станции спутниковой связи Инмарсат -А, В, С отвечают требованиям
Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности
мореплавания (ГМССБ).
В 1988 г. в Париже СССР, США, Канадой и Францией было подписано межправительственное
Соглашение о Межлународной программе Коспас-Сарсат, предназначенной
для обнаружения и определения местоположения судов и самолетов, потерпевших
аварию. Стороны Соглашения взяли на себя обязательства по поддержанию и
развитию международной спутниковой системы Коспас-Сарсат. В январе 1992
года правопреемником указанного Соглашения стала Российская Федерация,
и по поручению правительства "Морсвязьспутник" представляет интересы
России в этой международной программе. Примечательно, что в данной системе
постоянно функционируют на орбите как минимум два космических аппарата
России. За годы работы системы Коспас-Сарсат с ее помощью было спасено
более 5500 граждан разных стран мира.
В соответствии с рекомендациями Международной морской организации (ИМО)
и Морского Регистра России с 1 августа 1993 г. все суда, подпадающие под
требования Конвен СОЛАС, должны иметь на борту по крайней мере один аварийный
радиобуй системы Коспас-Сарсат, работающий на частоте 406 МГц. На данный
момент в России практически все морские, рыбопромысловые суда и суда типа
"река-море" оборудованы аварийными радиобуями этого типа, также
проводится плановое оснащение этими устройствами и воздушных судов России.
В эксплуатации в России уже находится около 7500 аварийных радиобуев 406
МГц и около ста тысяч аварийных радиопередатчиков, работающих на частоте
121,5 МГц.
"Морсвязьспутник" также продолжает активную работу по поддержанию
и развитию традиционных морских средств связи, функционирующих в ДВ, СВ,
KB и УKB диапазонах, а также традиционных и спутниковых навигационных систем.
Наряду с этим "Морсвязьспутник" осуществляет сертификацию
навигационного и радиотехнического оборудования, подлежащего установке
на морских судах России, а также сертификацию тренажерных центров.
Имея многолетний опыт работы по организации, внедрению и эксплуатации
традиционных международных и отечественных систем спутниковой связи и навигации,
"Морсвязьспутник" предоставляет своим клиентам широкий ассортимент
услуг:
- Консультации и подготовку рекомендаций по наиболее эффективному использованию
аппаратуры связи и навигации различных систем и фирм.
- Производит закупку, таможенную очистку и установку аппаратуры на судах.
- Проводит технические испытания работы аппаратуры и вводит ее в эксплуатацию.
- Обеспечивает гарантийное и послегарантийное обслуживание аппаратуры.
- Проводит обучение специалистов по обслуживанию и эксплуатации аппаратуры
в соответствии с требованиями ГМССБ.
Наряду с этим ГП "МОРСВЯЗЬСПУТНИК" ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ
РАСЧЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и в этом качестве зарегистрировано в Международном
союзе электросвязи (код SU-04), выполняя все необходимые функции по расчетам
за связь, предусмотренным международными регламентирующими документами.
Естественно, что в своей деятельности "Морсвязьспутник" тесно
сотрудничает с широким кругом правительственных организаций России, включая
Федеральную службу морского флота, Федеральную службу гражданской авиации,
Морской регистр по судоходству, Госстандарт, а также с морскими, речными
и рыбопромысловыми компаниями. Для выполнения всего комплекса стоящих перед
"Морсвязьспутником" задач его представители принимают также участие
в работе органов целого ряда международных организаций, таких, как Международная
морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), ИНМАРСАТ,
КОСПАС-САРСАТ, разрабатывающих международные требования к средствам связи
и навигации.