- Transport on Line - hiltunen.htm

Государство, считающее себя великой и тем более морской державой,
не может не заботиться о том, чтобы обладать мощным флотом, способным на
равных конкурировать с иностранным. Создание такого флота, как показывает
мировая история, невозможно без государственной поддержки, без правительственной
политики, стимулирующей отечественное судостроение, работу флота на внутренних
и международных судоходных артериях.

Но у нас, к сожалению, налицо исключение из хорошего правила. Свидетельство
тому - публикуемые ниже выдержки из документов, суть которых в необходимости
скорейшего преодоления кризисного состояния российского судоходства.

После распада СССР торговый флот пришлось "делить" между государствами
СНГ, это же относится ко многим морским, речным портам, судоходным артериям.
Но тем не менее флот у России был и есть! Сегодня. Еще пока. Но его можно
довести до такого состояния, когда ничего другого не останется, как только
возрождать... Но почему бы не сохранить, не развить то, что есть?

История российского флота 1992- 1996 гг. насчитывает уже целые тома
постановлений, пояснительных записок, констатаций и рекомендаций. Ну, а
хорошо известные и давно апробированные категории типа "обеспечить",
"предусмотреть", "рекомендовать", "рассмотреть
целесообразность" и т.п. - главное содержание многотомной истории
"возрождения" российского флота. И пока нет оснований полагать,
что написан последний том бумажных радений власти за флот России...

3 декабря 1992 г. был подписан Указ Президента РФ (№ 1513) "О мерах
по возрождению торгового флота России". 8 октября 1993 г. на основе
этого документа вышло правительственное постановление "О реализации
первоочередных мер по возрождению торгового флота России". Итак, обратимся
к документам.

ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА РОССИЙСКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ М.А. РОМАНОВСКОГО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСДУМЫ И.П. РЫБКИНУ (1 сентября 1995 г.)

"...С распадом СССР резко изменился состав флота России, т.к. часть
флота (рефрижераторный, часть наливного, навалочного и пассажирского) отошла
к образовавшимся новым государствам. В результате структура флота не стала
соответствовать потребностям страны в перевозках. Возраст судов составил
18 лет...

Сегодня исполнение Программы возрождения торгового флота России практически
приостановлено, т.к. принятые в ней механизмы государственного финансирования
(фонд возрождения и централизованные капиталовложения) не работают из-за
отсутствия средств... В 1994 г. фактическое финансирование составило 50%
лимита.

...В 1995 г. продолжал нарастать дефицит государственных средств в развитии
морского транспорта. Предприятия морского транспорта имеют крайне ограниченные
средства для строительства флота, объектов берегового хозяйства, т.к. бремя
налогов настолько тяжелое, что остающаяся в их распоряжении прибыль не
позволяет решать задачи даже простого воспроизводства основных фондов...

Потребность в бюджетном финансировании по Программе возрождения флота
определена в сумме 805 млрд. руб. капитальных вложений, а по фонду возрождения
- 1334 млрд. руб. В проекте бюджета на 1996 г., представленном Правительством
РФ, предусматриваются централизованные капвложения только в области безопасности
мореплавания в сумме 213 млрд. руб. Фонд возрождения вновь отсутствует...

Поскольку структура флота не соответствует потребности в перевозках.
последние переключаются на иностранный флот. За последние годы доля отечественного
флота в перевозках внешнеторговых грузов снизилась с 60% до 14%...

Все зарубежные морские державы осуществляют активную государственную
поддержку своим национальным флотам. Если в России не будут приняты соответствующие
меры, то встает вопрос: нужен ли России отечественный флот?.. ".

ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА РОССИЙСКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ М.А. РОМАНОВСКОГО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНУ (22 августа 1995 г.)

"...По Дальневосточному пароходству задолженность по платежам за
выполненные перевозки составляет 19 млрд. руб. Кроме того, долг бюджета
на содержание ледоколов равен 10.5 млрд. руб.

...К сожалению, эти проблемы ежегодно повторяются в разных масштабах
и ставят пароходства в крайне затруднительное положение...

Неоднократные постановки этих вопросов в различных органах Департаментом
морского транспорта Минтранса России не привели к принципиальному сдвигу
в решении проблемы неплатежей. При сложившейся ситуации пароходства вынуждены
приступить к частичному сворачиванию арктических перевозок и переключению
флота на другие направления...".

ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА РОССИЙСКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ М.А. РОМАНОВСКОГО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНУ (14 августа 1996 г.)

"Острота положения с состоянием российского морского торгового
флота вынуждает вновь обратиться к Вам от имени российских судовладельцев.

...Из федерального бюджета в 1993-1995 гг. критически мало выделено
средств на реализацию Программы возрождения торгового флота России - только
2,4% вместо 34% рублевых и 26% валютных средств, как это предусматривалось
Федеральной Программой...

Возраст флота превысил 19 лет.

Конкурентоспособность российского флота резко снизилась... В результате
длительной переписки... положение дел с выполнением Программы рассмотрено
на Комиссии Правительства России по оперативным вопросам. Однако один из
принципиальных вопросов возрождения торгового флота России находится вне
рамок Протокола Комиссии.

Речь идет о бюджете на 1997 год. ...На предстоящий год, как и в предыдущие
годы, не предусматривается формирование Фонда возрождения торгового флота
России. Есть на этот счет и последнее решение Комиссии Правительства по
оперативным вопросам. Но сдвига нет.

...Это означает, что государственная поддержка обновлению флота вновь
не оказывается.

...Систематически не выделяются в необходимых объемах средства на содержание
ледоколов, занятых обеспечением перевозок в районы Крайнего Севера... Уже
в текущем году по этой причине могут быть не завезены топливо и продовольствие.

...При постоянном дефиците средств государственной поддержки... ни о
каком возрождении торгового флота России не может идти и речи. Это трагично
отмечать в год 300-летия флота России... ".

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОЮЗА РОССИЙСКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ (февраль 1996 г.)

"...Мы заявляем, что безразличие органов исполнительной власти
к решению проблем национального флота... приведет страну к полной зависимости
в сфере морских перевозок. Государство будет вынуждено затрачивать значительные
валютные средства для выполнения своих внешнеторговых обязательств, привлекая
иностранный флот. Внутригосударственные перевозки не смогут осуществляться
в полном объеме.

Великой морской державе в 300-летия создания российского флота Петром
Первым не пристало потерять опыт и знания в морском деле...".

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ (5 марта 1996 г.)

"Прошу рассмотреть (имеется в виду заявление Союза российских судовладельцев
и письмо-приложение к нему - Прим. сост.) при подготовке вопроса
для обсуждения на заседании Комиссии Правительства по оперативным вопросам
в первом полугодии 1996 г. О. Сосковец".

Из года в год - одно и то же судовладельцам приходится доказывать Правительству
необходим, оказания поддержки отечественному флоту, проблемы которого также
из года в год усугубляются.

Вывод напрашивается один: если власть не заинтересована в сохранении
Россией роли великой морской державы, тогда надо прямо об этом заявить.
Если же это не так, тогда почему практически ни одно постановление Правительства
и распоряжение Президента РФ по вопросам возрождения торгового флота России
не выполняется? Более того, за это никто не отвечает?!

Не потому ли проблемы, связанные с действительным, а не бумажно- канцелярским
обновлением флота России, сегодня не решаются?