- Transport on Line - hiltunen.htm
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Правовое регулирование ипотеки морских судив в России.
2. Предмет ипотеки морских судов.
3. Регистрация ипотеки морских судов.
4. Нотариальное удостоверение договора об ипотеке морского судна.
5. Права и обязанности должника по ипотеке морского судна.
6. Права и обязанности кредитора по ипотеке морского судна.
7. Основания и порядок обращения взыскания на морское судно, являющееся
предметом ипотеки.
8. Прекращение ипотеки морского судна.
Проводимые в России рыночные реформы потребовали радикальных изменений
в гражданском законодательстве. Качественно новое значение приобретают
многие правовые институты, прежде по понятным причинам (преобладание государственной
собственности) не привлекавшие особого внимания.
Среди них особое место занимают залог и ипотека. По мере развития рыночных
отношений в России интерес к этому правовому институту постоянно растет.
Предметом настоящей статьи являются некоторые правовые проблемы ипотеки
морских торговых судов по российскому праву, правового института, не нашедшего
отражения в законодательстве советского периода. Это объяснялось господствующей
формой собственности в общем и положением советского законодательства,
запрещающего обращение взыскания на морские суда без согласия на то Совета
Министров СССР в частности.
Соответственно, ныне действующий Кодекс торгового мореплавания, принятый
еще в 1968 голу, не содержит норм, относящихся к ипотеке морских судов,
что является серьезным препятствием для развития рыночных отношений в области
торгового мореплавания.
Общеизвестно, что содержание и приобретение морских судов требует значительных
денежных средств. Мировой опыт показывает, что судовладельцы в процессе
своей хозяйственной деятельности вынуждены привлекать дополнительные денежные
средства в виде займов, при этом сами морские суда выступают средством
обеспечения обязательств судовладельцев по возврату долга.
Говорить же о насущной необходимости в заемных средствах для российских
судовладельцев в современных условиях представляется нам излишним. Данная
проблема общеизвестна.
С точки зрения права привлечение заемных средств российскими судовладельцами
возможно, в частности, при хорошо работающем правовом механизме ипотеки
морских торговых судов, создать который еще предстоит.
В предлагаемых нами статьях мы планируем остановиться на вопросах, связанных
с современным правовым регулированием ипотеки морских судов в России.
1. Правовое регулирование ипотеки морских судов в России
Основу современного законодательного регулирования залога и ипотеки
в Российской Федерации составляют Гражданский Кодекс РФ и Закон РФ "О
залоге".
Нам представляется вполне обоснованным выделение законодателем общих
положений относительно залога и ипотеки в этих законодательных актах, так
как большинство содержащихся в них правил применимы ко всем видам залога.
Следует отметить, что вышеперечисленные законодательные акты в общем
виде регулируют вопросы, связанные с понятием и основаниями возникновения
залога, с понятием залогодателя, раскрывают содержание предмета залога,
закрепляют виды залога, предписывают основные требования, предъявляемые
к договору о залоге, его форме и регистрации, рассматривают вопросы, связанные
с имуществом, на которое распространяются права залогодержателя, регламентируют
права залога, описывают последующий залог, закрепляют основные права и
обязанности сторон в договоре о залоге, закрепляют основания обращения
взыскания на заложенное имущество, регулируют порядок обращения взыскания
на заложенное имущество, реализацию заложенного имущества, регулируют вопрос
об уступке прав по договору о залоге, а также ряд иных вопросов.
Принимая во внимание общие положения российского законодательства, ипотека
морских судов как всякий залог в сущности является способом обеспечения
надлежащего исполнения основного обязательства, например, обязательства
по возврату долга по договору займа.
Следовательно, ипотека морских судов сама по себе является зависимой
от этого основного обязательства и носит по отношению к нему дополнительный
(акцессорный) характер. Следует отметить, что такая зависимость проявляется
прежде всего в том, что ипотека может обеспечивать лишь действительное,
уже существующее, но не будущее требование, которое еще только может возникнуть.
В этой связи небезынтересно остановиться на статье 337 ГК, которая предусматривает,
что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование
в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты,
неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также
возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной
вещи и расходов по взысканию.
При анализе настоящей статьи может возникнуть вопрос о том, что действительно
ли ипотека морского судна может обеспечивать лишь действительное, уже существующее
требование, но не будущее, принимая во внимание, что залог распространяется
и на требования по уплате процентов, неустойки, по возмещению убытков,
которые не существовали и не могли существовать в момент заключения договора
об ипотеке. В этой связи мы склонны считать, что указанное положение статьи
337 ГК РФ не может трактоваться таким образом, что залог может обеспечивать
будущие требования, которые не существовали в момент возникновения залога.
На наш взгляд, перечисленные в статье 337 ГК РФ требования возникают
только на основе и в связи с основным требованием, для обеспечения которого
и был установлен залог. Если бы не было основного обязательства, не было
бы упомянутых дополнительных требований. В этой связи они не могут рассматриваться
как самостоятельные требования, а являются составной частью основного требования.
Указанная норма лишь закрепляет то, что залог обеспечивает основное требование
в процессе его существования, развития и изменения и принудительная реализация
прав по залогу происходит исходя из того, что собой представляет основное
требование к моменту удовлетворения.
При прекращении основного обязательства автоматически прекращается и
ипотека, ибо вне этого обязательства она теряет смысл. Для доказательства
этого положения приведем норму статьи 352 ГК РФ, которая указывает, что
залог прекращается в том числе с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
Если обеспеченное ипотекой морского судна право требования переходит к
другому лицу, к нему же, по общему правилу, переходят также и права по
такой ипотеке.
Для цели демонстрации акцессорного характера ипотеки интересна статья
355 ГК РФ, в которой закреплено общее правило, что уступка прав по договору
об ипотеке означает уступку прав по обеспеченному ипотекой обязательству.
Статья 334 ГК РФ закрепляет, что залог недвижимых вещей (в том числе
и морских судов) регулируется законом об ипотеке, общие же правила о залоге,
содержащиеся в Гражданском Кодексе, применяются к ипотеке недвижимых вещей,
если законом об ипотеке не установлены иные правила. Соответственно, по
российскому законодательству в отношении морских судов используется правовой
режим ипотеки, а не залога. О проблеме определения морских судов в качестве
недвижимого имущества мы остановимся подробнее в нашей статье ниже.
(Продолжение в следующем номере).