- Transport on Line - hiltunen.htm
Послание Генерального Секретаря Международной Морской Организации
г-на Уильяма А .0' Нила
В течение многих лет ИМО праздновала Всемирный День Моря, и за этот
период мы использовали возможность выделить те темы, которые мы полагаем
важными для судоходства. Но ни одна из них не является настолько насущной,
как та, которую мы выбрали в текущем году, - поиск совершенства через сотрудничество.
Ударение необходимо сделать на последнем слове, так как опыт, полученный
ИМО со дня ее образования, показывает, что Организация и ее 153 государства-члена
не могут надеяться достичь того совершенства, которое мы пытаемся найти,
действуя в одиночку или в региональных группах. Мы можем добиться успеха,
только работая все вместе на международном уровне - с помощью сотрудничества.
ИМО была создана для обеспечения форума, на котором морские страны могли
бы встретиться, обсудить общие проблемы и прийти к взаимоприемлемым и взаимовыгодным
решениям. Оглядываясь назад, мы можем уверенно заявить, что мы достигли
значительных успехов. ИМО приняла более 40 конвенций, протоколов и других
соглашений, охватывающих практически все аспекты международного судоходства,
причем некоторые из них были так широко ратифицированы, что сейчас они
распространяются на более чем 98% торгового флота в мире.
Выделяя только одно это утверждение, можно сказать, что ИМО выполнила
свою работу. Тем не менее мандат ИМО заключается в улучшении безопасности
мореплавания и предотвращении загрязнения моря с судов, и до тех пор, пока
имеются аварии и случаи загрязнения, работа продолжается. Таким образом,
мы должны прилагать все усилия для повышения уровня стандартов ИМО, действующих
для всего мирового флота.
Но одиночные усилия не будут успешными. так как мы знаем. что ратификация
конвенции не обязательно означает точное следование ей. Некоторые страны
имеют блестящие результаты по безопасности мореплавания и защите окружающей
среды. Другие - нет. и вероятность того. что одно из их судов потерпит
серьезное бедствие или произведет разлив нефти, в сотни раз выше, чем у
таких же торговых судов под другими флагами.
ИМО не может позволить такому положению продолжаться и дальше. Судоходство
является международной отраслью, гордящейся своей свободой, но это не означает.
что суда могут плавать везде, где им заблагорассудится, независимо от их
состояния. Мировое торговое судоходство вправе ожидать. что суда всех стран
будут отвечать международно согласованным стандартам безопасности мореплавания
и охраны окружающей среды. Судовладельцы несут ответственность по гарантии
того, что их суда безопасны. соответственно укомплектованы и не загрязняют
моря: обязанность правительств - убедиться в том, что суда, несущие их
флаг. отвечают стандартам соглашений ИМО. ими же ратифицированных. Если
они не делают этого, то ИМО. распоряжающаяся этими стандартами, должна
предпринимать меры.
Наш опыт показывает, что лучший путь решения проблем лежит через сотрудничество,
потому что правительства, по нашему мнению, не выставляют напоказ субстандартные
суда под их флагом. Они хотят сберечь суда, но не всегда они обладают достаточными
ресурсами и знаниями, необходимыми для достижения этой цели.
В одно время это было признано, и для решения проблемы ИМО организовала
программу технического сотрудничества, которая устойчиво развивалась в
течение следующих двух десятилетий.
Мы сконцентрировались на том. чтобы помочь правительствам для того,
чтобы они смогли помочь себе сами. В этих целях мы даем рекомендации, как
улучшить их морские администрации и как обучать инспекторов и сюрвейеров.
Мы помогали морским академиям всего мира повышать качество их методов и
технологии обучения. чтобы они отвечали требованиям быстро меняющейся индустрии.
Мы организовывали семинары. мастерские и курсы обучения, также учредили
Всемирный Морской Университет как модель того, насколько эффективным может
быть международное сотрудничество.
Эта программа доказала свою эффективность за многие годы. Фактом является
то. что практически каждая морская страна состоит членом ИМО. и то, что
многие развивающиеся страны обращались за помощью в ИМО в целях повышения
эффективности их морского сектора. Это показывает, насколько возросла ценность
Организации и ее технического сотрудничества. Я хотел бы, чтобы программа
расширялась и продлевалась. потому что я знаю, насколько остро необходима
такая помощь. Мир судоходства меняется, флот традиционных морских стран
сократился, в то время как многие развивающиеся страны увеличили свой флот.
и этот процесс продолжается. Влияние новых технологий будет иметь все боль.
шее значение в ближайшие годы. В то же время имеются опасения по поводу
старения мирового флота, а из-за сурового экономического климата в области
судоходства некоторые владельцы неохотно будут вкладывать деньги в новый
тоннаж. Существуют также предположения об уменьшении количества опытных
моряков к концу века.
Необходимость в сотрудничестве будет таким образом увеличиваться в будущем
по сравнению с прошлыми годами, и мы должны встретить этот вызов: все указывает
на то, что программа технического сотрудничества ИМО будет бороться за
спрос на свой сервис и, возможно, даже за выживание.
Причина заключается в недостатке денег. Традиционно проекты ИМО по техническому
сотрудничеству зависели от финансовой поддержки Программы развития ООН
(UNDP) и помощи крайне щедрых стран-доноров. Но политические изменения
в UNDP сократили наши поступления от них до десятых частей от того, что
было несколько лет назад, в то же время некоторые из государств. сильно
поддерживавших ИМО, сократили ее финансирование из-за собственных финансовых
трудностей.
Ослабление усилий ИМО по улучшению путей соблюдения конвенций может
оказаться гибельным для всей концепции "более безопасное судоходство
и более чистые океаны", особенно в то время, когда мировое судоходство
испытывает драматические изменения. Программа нуждается в усилении, нельзя
допускать ее сокращения.
Мы едва ли можем просить традиционных спонсоров нашей программы сделать
больше. Но я чувствую, что мы имеем право попросить другие правительства
принять большее участие. Мы также нуждаемся в усиленной поддержке отрасли,
потому что она имеет большую прибыль от ИМО, чем правительства. Благодаря
работе, проделанной ИМО. отрасль судоходства имеет стабильный режим работы,
являющийся прагматичным, эффективным и универсальным. Без него царил бы
беспорядочный лабиринт различных и часто конфликтующих национальных и региональных
требований, который был бы кошмаром для подчинения, обходился бы очень
дорого и было бы почти невозможно его применять и вводить в действие.
Сотрудничество является ключом к успеху ИМО в разработке правил и предписаний,
которые делают судоходство более безопасным и сильно сокращают количество
разливов нефти на море. Мы всегда работали на основе консенсуса, предпочитая
принимать правила и предписания, приемлемые для всех. чем пытаться навязать
стандарты, неохотно принимаемые большинством. В настоящее время мы хотели
бы распространить этот дух сотрудничества на другие области.
Это вопрос не альтруизма, но простого здравого смысла. Некоторые регистры
быстро выросли за последние годы, так как судовладельцы сделали их полезными:
они обеспечили финансовые преимущества при условиях низких налогов и гибкой
системы занятости. С другой стороны, часть этих регистров имеют недостаток
ресурсов, опыта и квалификации. Если судовладельцы хотят, чтобы в отрасли
действовали стандарты высокого уровня наряду с низкими налогами. они должны
быть готовы помочь уплатить по счету.
Традиционные морские страны могут переживать упадок своего флота, но
тем не менее они в той же мере зависимы от судоходства, как и были раньше.
Они также нуждаются в безопасности судоходства и чистых морях. Они должны
признать, что в этом вопросе никто не имеет свободы.
Мы все являемся частью глобального судоходного сообщества и зависши
от поддержки и сотрудничества других внутри этого сообщества. Мы полагаемся
на одобрение и выполнение наших мер государствами флага и государствами
портов: мы зависим от судовладельцев, классификационных обществ, портовых
властей и страховых компаний в вопросе поддержания судов в мире на уровне
стандартов: и кроме того, мы нуждаемся в квалифицированных моряках для
того, чтобы быть уверенными в безопасной эксплуатации этих судов.
Никто из нас не может держаться в одиночку. Вместе мы можем сделать
все: в одиночестве мы не достигнем ничего. Мы в ИМО знаем очень хорошо
только то, что еще надо сделать очень много... Требуются новые методы и
новые источники финансирования - и в этом должно участвовать все мировое
морское сообщество.