- Transport on Line -
Японская версия
ТОКИО. Российский танкер «Находка», по мнению японских экспертов, мог
расколоться под ударами волн во время шторма из-за «старости металла»,
сильно износившегося на его бортах и днище. Об этом говорится в официальном
«промежуточном докладе», который представил в мае на пресс-конференции
в Токио министр транспорта Японии Макото Кога по итогам предварительного
расследования инцидента, вызвавшего серьезное загрязнение окружающей среды.
Обнародованный документ открыто не опровергает российскую версию о том,
что танкер погиб в результате столкновения с каким-либо полузатопленным
объектом, и оставляет такой вариант в качестве «одной из возможностей».
Как ожидается, эксперты двух стран приступят к совместному изучению
отколовшейся носовой части танкера, которая доставлена в порт Куре неподалеку
от Хиросимы. Окончательный доклад о причинах гибели танкера должен быть
подготовлен к концу июля.
Накануне этой завершающей стадии расследования обнародованный в мае
в Токио документ призван подкрепить версию о том, что «Находка» раскололась
из-за плохого состояния корпуса. Это усиливает позицию Японии на переговорах
о компенсации и возмещении экологического ущерба, общая сумма которого,
по неофициальным оценкам, превышает с учетом очистных работ 20 млрд. иен
(более 157 млн. долларов).
Как говорится в «промежуточном докладе», 18 марта эксперты министерства
транспорта провели подводное обследование носовой части танкера, находившейся
тогда на рифах у поселка Микуни. Были произведены замеры и взяты образцы
обшивки корпуса. Установлено, говорится в докладе, что стальной лист на
днище утончился по сравнению со временем изготовления на 23 проц. и на
бортах - на 28 проц. В погруженной в воду части бортов износ достигает
30-54 проц. В то же время негативных изменений в самом качестве стали японские
эксперты не обнаружили.
Во время гибели «Находки», говорится в докладе, высота волн достигала
6-8 метров, скорость ветра - 22 метров в секунду. По мнению японских экспертов,
велика вероятность того, что утончившаяся стальная обшивка могла в таких
условиях мгновенно треснуть в результате сильной бортовой и килевой качки.
«Находка» разломилась надвое 2 января во время бури в Японском море
у островов Оки, следуя из Китая на Камчатку с 19 тыс. килолитров мазута
на борту. Около 6,2 тыс. тонн топлива при этом вылились в море, загрязнив
обширный участок побережья на западе главного японского острова Хонсю.
Носовая часть танкера осталась на плаву и села затем на рифы у поселка
Микуни в префектуре Фукуи. Основной кормовой обломок, где остается около
10 тыс. тонн мазута, затонул на глубине около 2,5 километра.