- Transport on Line -

Леонид СМИРНОВ (наш корр.) Санкт —Петербург.

МИХАИЛ РОМАНОВСКИЙ, арбитражный управляющий АО «Балтийское морское пароходство»:

«... Если задаться целью ликвидировать все физические активы старейшей
судоходной компании на Балтике, тогда надо ликвидировать пароходство. Если,
напротив, задаться целью дать пароходству работать, то надо ДАТЬ РАБОТАТЬ...»

Балтийскому морскому пароходству -162 года. Дата не круглая, хотя и
значительная. Не было банкета, именитых гостей. Предприятие уже несколько
лет находится в жесточайшем кризисе. Речь идет о самом существовании пароходства
как судоходной компании.

На момент октябрьской революции 1917 года в пароходстве, имевшем уже
тогда 82-летнюю историю, оставался один пароход. Сколько же судов осталось
сегодня, возможно ли преодоление кризиса и каким видится путь сохранения
Балтийского морского пароходства как судоходной компании? Об этом шла речь
на пресс-конференции арбитражного управляющего Михаила РОМАНОВСКОГО.

- Седьмого апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
принял к сведению план проведения внешнего управления имуществом ОАО БМП,
утвержденный собранием кредиторов (протокол собрания кредиторов от 24.03.97).
В настоящее время численность работников пароходства составляет 4 тыс.
300 человек, из них 1100 человек - работники береговых служб. Еженедельно
сокращается около 160 человек. С декабря 1996 года пароходство производит
все выплаты в бюджет, пенсионный фонд и т.д., а также текущие платежи.
Под арестом в различных портах мира находится 12 судов.

На сегодня для БМП важно, по словам М,Романовского, что практически
решены основные юридические вопросы в практической реализации программы
внешнего управления: есть план, решение собрания кредиторов, определение
Арбитражного суда.

- В дальнейшем, - отметил М.Романовский, - БМП может остаться компанией,
даже не владеющей, а управляющей флотом. Это тоже серьезный и прибыльный
бизнес. Сегодня пароходство оперирует 45 судами, из которых 22 - его собственность.
Но и из них, напомню, двенадцать арестованы, а оставшиеся в том возрасте,
что через несколько лет их ждет неминуемое списание...

Что намечено делать с долгами? Проблема подразделяется на две части
- долг зарубежный и долг внутренний. Происхождение долгов - тема отдельного
исследования, хотя об их «родословной» уже немало написано. Но при этом
почти не поднимается тема в печати о положении руководителя и его команды,
взваливших на себя груз по спасению старейшей судоходной компании страны
на Балтике.

В самом деле, год назад действительно казалось, что БМП безнадежно утонуло
и никогда уже не всплывет под прессом непосильных долгов. Сегодня уже можно
говорить о просветах.

Зарплата. V пароходства сегодня нет долгов по текущей зарплате, но велики
долги за 1991-93 гг. Тогда моряк получал депонентскую справку, что ему
положена такая-то сумма. И с ней люди ходят до сих пор. Но постепенно и
старые долги выплачиваются. Более того, погашение задолженности по зарплате
внесено в программу внешнего управления как задача номер один, что и утверждено
Арбитражным судом.

Покрывается долг за счет береговых активов пароходства, самой производственной
деятельности предприятия. Так, за апрель заработано, например, восемь миллиардов
рублей. За два последних месяца погашен долг по зарплате в пределах пяти
миллиардов рублей, в то время как общий долг по этому показателю -25 миллиардов.
В основном планируется его покрыть за счет продажи берегового имущества
пароходства.

Так, решен вопрос о продаже правительству Ленинградской области мясокомбината,
есть договор на продажу завода сантехнических изделий, реализуется радиоцентр,
два причала и т.д.

Долг Федеральному пенсионному фонду. Цифру трудно назвать точно, она
меняется из-за растущих штрафов и пени. В марте, например, это было 107
миллиардов рублей, с тех пор она подросла, но вопрос погашения практически
решен. Основные согласовательные процедуры пройдены, и на сегодня имеется
решение Федерального пенсионного фонда о переводе долга в разряд долгосрочного.

Несколько изменились акценты по долгам БМП С.-Петербургу. Проблема решается
вместе с городскими властями.

Создана группа, которую возглавляет зам.председателя КУГИ Санкт-Петербурга
В.Володькин. Задача группы - реорганизовать долг методом зачета имущества
комплекса Морской вокзал. Поскольку Морвокзал сложно оценить, подчеркивает
М.Романовский, мы договорились: меняем долги на Морвокзал. Так проще, потому
что, когда о цене начинаем говорить, идет торг.

Покрытие иностранных долгов осуществляется разными путями. Суда, которые
ранее проданы, находятся в распоряжении иностранных судебных инстанций.
Их цена сейчас чуть меньше 50 млн.долларов. Флот, который арестован за
долги (12 судов на сегодня), оценить сложно, где-то миллионов 28-30. По
крайней мере есть такая идея цены. Эти деньги должны быть выплачены кредиторам
пароходства - иностранным фирмам, которых более двухсот. Долг был на начало
года двести семьдесят пять миллионов долларов, но из них двести два миллиона
формируются в долг немецкому банку KLW и фирме План-Марин, а семьдесят
три - остальным иностранным фирмам, который БМП признает. Он будет покрыт
деньгами, вырученными от продажи судов. А есть еще долги, которые пароходство
не признает.

Идет к финишу реструктуриза-ция долга немецкому банку KLW, подписаны
все необходимые документы между Минфином российским и Минфином немецким,
банком KLW и пароходством.

На вопрос о том, как Правительство Российской Федерации, Государственная
Дума оценивают попытки возродить БМП, Михаил Романовский ответил, что официального
неприятия этих попыток нет. Но по факту жизни многие решения не выполняются.
Например, в прошлом году наложен арест на семь зданий, принадлежащих пароходству.
И хотя еще полгода назад принято решение, подписанное губернатором Санкт-Петербурга
В.Яковлевым, о снятии аре ,а, он так и не снят.

Чего хотят добиться от тонущего пароходства арестом зданий? Можно, конечно,
взыскать все штрафы, пени и тем самым абсолютно законно ликвидировать все
физические активы старейшей судоходной компании. Если задаться такой целью,
тогда надо ликвидировать пароходство, а если, напротив, задаться целью
дать пароходству работать, то надо дать работать.