- Transport on Line -

Северные и арктические территории России в 1997 году могут не получить
значительную часть жизненно необходимых продуктов, товаров и топлива из-за
аварийного состояния атомных и дизельных ледоколов Мурманского и Дальневосточного
морских пароходств.

Об этом заявил директор Федеральной службы морского флота России (Росморфлот)
первый зам. министра транспорта РФ Валерий Быков.

По словам руководителя морского ведомства, в 1997 году из Мурманска
и Владивостока в северные районы предполагается отправить 4 млн. тонн генеральных
грузов, в том числе около 1 млн. тонн нефтепродуктов. Но даже если за эти
объемы своевременно поступит оплата и будут зафрахтованы сухогрузы и танкеры
ледового класса, то северная навигация откроется не в июне, как планировалось,
а в лучшем случае в июле, с опозданием на месяц.

По утверждению В. Быкова, к навигации прежде всего не готовы 6 атомных
и 6 дизельных ледоколов, ремонт которых должен был начаться еще в марте,
но из предусмотренных федеральным бюджетом 78 млрд. рублей на 15 апреля
не выделено ни копейки. К этой сумме следует добавить долги правительства
за прошлый год в объеме 38 млрд. рублей. Теперь ледокольный флот в случае
немедленного открытия финансирования можно подготовить к проводке судов
по Северному морскому пути и восточной линии лишь в июле.

В. Быков отметил, что открытие северной навигации может «уйти» и на
август, если гидрографическая служба не успеет обеспечить на морских трассах
безопасную навигационную обстановку. Суда этой службы также стоят на приколе
и нуждаются в срочном ремонте. Работы до сих пор не начаты, поскольку не
выделены 34 млрд. рублей по защищенной статье бюджета.

В. Быков особо подчеркнул, что несоблюдение всех мер безопасности мореплавания
по Севморпути может привести к крупномасштабным экологическим катастрофам.
В северных морях, особенно вблизи устьев рек, имеется множество подводных
скал, с которыми могут столкнуться суда. И если такое случится с груженым
нефтеналивным судном, то будет такая беда, по сравнению с которой авария
танкера «Находка» в Японском море покажется игрушкой.

За 50-60 июньских и июльских дней судами российских речных пароходств
по рекам Печора, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Колыма и их притокам необходимо
завезти в отдаленные районы Крайнего Севера около 15 млн. тонн грузов,
в том числе свыше 4 млн. тонн нефтепродуктов.

Из предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом 1,7 трлн. рублей
на конец апреля не выделено ни копейки. Значит, экипажам более тысячи танкеров
и сухогрузов, по 5-6 месяцев не получавшим зарплату, снова придется работать
под «честное слово» правительства. Об этом заявил директор Федеральной
службы речного флота России (Росречфлот) Николай Смирнов.

Между тем, сообщил руководитель Росречфлота, II речных пароходств, суда
которых участвуют в северной навигации, не получили крупные суммы за выполненные
работы по переработке и перевозке грузов в 1995-1996 годах. Общая дебиторская
задолженность превышает 600 млрд. рублей. В тяжелейшем финансовом положении
оказались акционерные общества «Обь-Иртышское пароходство» и «Енисейское
пароходство», которым клиенты задолжали почти 250 млрд. рублей, главным
образом РАО «Газпром» и Норильский горно-металлургический комбинат. Среди
крупных должников значатся Минобороны и МВД, Якутия, Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий автономные округа, Хабаровский край, Иркутская и Тюменская
области.

Такую ситуацию в Росречфлоте, так же как и в Росморфлоте, объясняют
прежде всего тем, что с большим опозданием выделяемые из федерального бюджета
средства попадают сначала в распоряжение администраций территорий, которые
используют эти деньги не всегда по прямому назначению. Расплачиваясь с
грузоотправителями, администрации нередко «забывают» о пароходствах.

Положение, по словам Н. Смирнова, усугубляется тем, что подразделения
Росморфлота также не имеют средств на ремонт ледоколов, которым предстоит
работать на проводке судов по Севморпути. Вполне реальна угроза срыва графика
северной навигации, и территории могут не получить значительную часть жизненно
важных продуктов, товаров, топлива.