- Transport on Line -

Анатолий КУРГАНОВ

Суэцкий канал, отметивший недавно 40-летие со дня своей национализации,
еще пока на плаву, но дела его не блестящи.

Все беды 195-километровой водной артерии, соединяющей Красное море со
Средиземным, - от расширяющейся сети нефтепроводов. И первый конкурент
- Суэц - Средиземное море (он повысил свою пропускную способность с 84
млн. до 117 млн. тонн нефти в год), и второй - израильский нефтепровод
«Тип-лайн», обладающий в настоящее время мощностями для перекачки из Эйлата
ежедневно 0,7 млн. баррелей сократили долю морских перевозок нефти.

Речь приходится вести даже о восстановлении былого движения по каналу,
особенно нефтяных танкеров, следующих в северном направлении, на которые
приходится треть получаемых Египтом ежегодных доходов в 2 млрд. долларов.

Масштабы судоходства по каналу с 1991 по 1995 год сократились на треть
- с 3549 до 2473, а их нет-то-тоннаж - со 156809 тысяч тонн до 96930 тысяч
тонн.

Однако новый глава администрации канала - Ахмед Фадель настроен оптимистично.
В интервью газете «Файнэншл тайме» он, в частности, заявил, что имеющиеся
трудности будут преодолены. С этой целью заморожены все сборы за прохождение
по каналу на уровне 1994 года и введены специальные скидки для танкеров-дальнерейсовиков,
в том числе и 20-процентная скидка для каждого танкера, перевозящего по
каналу свыше 4 млн. тонн.

Одновременно начаты работы над амбициозным проектом, цель которого -
углубить канал к 2000 году до 62 футов, что позволило бы проход танкеров
грузоподъемностью при полной загрузке до 250 тысяч тонн.

Пока канал углублен до 58 футов, благодаря чему стал возможен проход
судов грузоподъемностью 150-180 тысяч тонн при полной загрузке и грузоподъемностью
560 тысяч тонн в балласте.

В прошлом году проход судов сократился, равно как и их нетто-тоннаж.
В этой ситуации все настойчивее высказываются сомнения: должен ли канал
оставаться государственной организацией?

Судя по выкладкам «Файнэншл тайме», положение другого канала -Панамского
- не столь удручающее. Его администрация повысила с 1 января нынешнего
года плату за проход судов на 8,2% с тем, чтобы помочь финансированию программы
реконструкции, рассчитанной на 10 лет и оцениваемой в 3 млрд. долларов.

Администрация канала небезосновательно опасается, что открытие границ
между Израилем и арабскими странами (за исключением Сирии) составит серьезную
конкуренцию этому водному пути. И прежде всего - в сфере перевозок нефти:
ведь к средиземноморским портам Израиля и Ливана давно подведены мощные
нефтепроводы из региона Персидского залива, которые введены в действие
с 1994-96 годов.

Нормализация же иордано-израильских отношений означает, в частности,
что грузы из Иордании и соседних с ней арабских стран могу напрямую перевозиться
до поpтов Израиля на Средиземном и Красном морях, минуя Суэцкую артерию.

Словом, есть основания полагать что забот у администрации канала i ближайшие
годы станет больше.