- Transport on Line -

Подготовил Владимир КОЧЕТОВ

Налетов Михаил Петрович (1869 -1938), изобретатель, создатель
первого в мире подводного минного заградителя. Еще в студенческие годы
занимался изобретательством. Получив диплом техника путей сообщения, Налетов
уехал в Порт-Артур. Во время японской войны, после того как на мине подорвался
флагманский броненосец "Петропавловск", Налетов пришел к мысли
об использовании подводной лодки в качестве минного заградителя. В 1904
г. он разработал проект подводной лодки для этой цели и в том же году на
свои средства построил ее. Корабль прошел испытания, но перед сдачей крепости
японцам его пришлось уничтожить. В 1907 г. он спроектировал новый минный
заградитель "Краб", вошедший в историю как первый корабль этого
типа.

Невельской Геннадий Иванович (1813 - 1876), исследователь
Д.Востока. В 1847 г. назначен командиром транспорта "Байкал",
посланного из Кронштадта на Д.Восток для обследования восточных берегов
России. Невельской исследовал и составил описание западного берега Камчатки,
вост. берегов Охотского моря, сев. части о. Сахалин, Сахалинского залива,
устья р. Амур и опроверг мнение, что Сахалин - полуостров, а устье Амура
перекрыто мелями. Он доказал, что Амур судоходен. В 1850 - 1855 гг. Амурская
экспедиция Невельского исследовала низовья Амура, о-в Сахалин, Татарский
пролив, берега Приморья. В 1850 г. Невельской основал на Амуре пост Ни-колаевск,
а в 1853 г. - посты в заливе Императора Николая (Сов. Гавань) и на побережье
залива, названного именем Невельского. В отчетах Невельской высказал ряд
замечаний в адрес государственных органов, за что был отстранен от дальнейших
исследований, отозван в Петербург. Именем Невельского названа самая узкая
часть Татарского прол., залив, гора на о-ве Сахалин, Высшее инженерное
училище во Владивостоке, райцентр в Сахалинской обл., ему установлены памятники
во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Солигаличе.

Николаев Михаил Васильевич (1870 -1926), полярный капитан,
принимал участие в первых рейсах "Ермака" в Арктику. В 1920 г.
руководил 1-й советской Карской экспедицией, организованной по инициативе
Ленина, доставившей из Сибири в Архангельск более 2 тыс. тонн продовольствия.
Этой экспедицией было положено начало широкому использованию СМП в хозяйственных
целях. В 1921 -1925 гг. Николаев возглавлял последующие 3 экспедиции. Командовал
ледоколом "Ленин".

Николаев Николай Михайлович (1897 - 1958), полярный капитан.
Работал на гидрографических судах в Арктике, помощник капитана, капитан
на ледоколах. В 1934 г. ледорез "Литке" под командованием Николаева
прошел за одну навигацию по СМП из Владивостока в Мурманск, попутно высвободив
из ледового плена суда 1-й Ленской экспедиции, зимовавшие в море Лаптевых.
В 1935 г. на ледокольном пароходе "Садко" достиг 82°4Г с.ш. -
рекорд для свободно плавающего судна. Именем Николаева назван ледокол.

Никонов Ефим (1-я пол. XVIII в.), изобретатель, крестьянин
подмосковного с. Покровского. В 1718 г. подал Петру 1 челобитную, предлагая
построить "потаенное огненное судно". В Петербурге построил и
испытал на погружение и плавание под водой модель подводной лодки. В 1724
г. начались испытания "потаенного судна", но прервались из-за
смерти Петра 1, Никоно-ва отправили в ссылку, где он вскоре и умер. Никонов,
кроме того, предложил конструкцию водолазного снаряжения, одним из первых
выдвинул идею свободного передвижения человека под водой вместо использования
неподвижного водолазного колокола.