- Transport on Line -
Константин СУВОРОВ, Генеральный директор фирмы "МОРТЭК"
Санкт-Петербург
В середине сентября в Санкт-Петербурге закончилась 4-я международная
выставка "Нева-97" по судостроению, судоходству, деятельности
портов и разработке шельфа.
В работе форума приняли участие 550 компаний из 27 государств, в т.ч.
106 предприятий из России, 34 - из Германии, 24 - из Нидерландов и т.д.,
причем 9 стран (Англия, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Польша,
Финляндия, Украина и Грузия) организовали на выставке национальные павильоны.
За время работы выставку посетило около 15000 специалистов, активно
участвовавших в обсуждении проблем на конференции, охватившей 8 направлений
развития водного транспорта.
Наибольший интерес представляли семинары "Инвестиции в судостроение
и судоходство", "Строительство, реконструкция и деятельность
портов, портовое оборудование, морские терминалы", "Перспективы
развития перевозок в Арктике", "Морские суда для транспортировки
нефти, газа, конденсата".
Знакомство с экспозицией выставки и участие в конференции позволяет
объективно определить состояние отечественного водного транспорта и судостроения.
Решение задачи восполнения Российского морского и речного флотов за
счет реализации возможностей отечественной судостроительной промышленности
сегодня и в ближайшие годы встречается с большими трудностями. Поскольку
находящиеся в России судостроительные заводы, имеющие опыт создания гражданских
судов, расположены на внутренних водных путях и могут строить суда ограниченных
типов и размерений. В свою очередь приморские заводы нуждаются в проведении
окончательной конверсии производства для перехода от заказов ВМФ на гражданскую
продукцию, что требует достаточно больших затрат.
Следует отметить и полный развал кооперации с отечественными поставщиками
комплектующего оборудования, механизмов, аппаратуры, отвечающих международным
требованиям и способных выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями,
в то же время для нормального функционирования отечественной экономической
системы, исходя из реализации задачи обеспечения необходимых грузоперевозок,
сегодня потребности в средствах водного транспорта достаточно велики:
o морские транспортные суда -около 500 единиц суммарным дедвейтом 7,3
млн. т.
o речные и смешанного плавания суда - около 300 единиц суммарной грузоподъемностью
0,9 млн. т.
Отечественные судостроительные заводы загружены на 40%. В чем дело?
Кроме указанных выше объективных причин, не позволяет организовать нормальную
деятельность по воссозданию водного транспорта отсутствие четкой поддержки
правительственных структур, без которой, учитывая специфику судостроения,
не обходятся в большинстве стран. В отечественной практике действующая
налоговая политика, закон о добавочной стоимости и таможенные пошлины на
зарубежное комплектующее оборудование приводят к увеличению стоимости постройки
судов на отечественных предприятиях на 15 - 20% по сравнению с зарубежными.
Руководители российской экономики сегодня часто ссылаются и приводят
аналогии с деятельностью Петра 1 по развитию России, ее промышленности
и экономики, устанавливают ему памятники, но Петр 1, как организатор строительства
Российского флота, вряд ли понял бы российское правительство, если бы узнал,
что в 1995 -1996 гг. доля российского судостроения в мировом морском транспортном
судостроении составила всего около 0,3% по дедвейту. Это убедительнее всех
громких заверений о возрождении Российского флота, которые не подкреплены
реальными мерами.
Сравним, как эти проблемы решаются в США, откуда сегодня пытаются копировать
и переносить в наши условия множество решений. Начиная с 1993 г., правительство
США предоставляет правительственные кредитные гарантии судовладельцам на
строительство, ремонт и модернизацию судов на верфях США, причем гарантия
кредита составляет до 87,5% стоимости судна на 25 лет.
В бюджете США на 1996 г. выделены средства, обеспечивающие гарантии
кредита на строительство судов для американских судовладельцев в размере
9 млрд. долл. и около 3 млрд. долл. для постройки судов на экспорт.
Отсутствие должного внимания со стороны руководящих органов к проблемам
водного транспорта и отечественного судостроения подтверждается и тем,
что на выставке "Нева-97" не было стенда или сообщения о правительственных
планах в рассматриваемом направлении. Ограничились только приветствием
начальника Департамента Министерства экономики РФ г-на А.Книвеля, совершенно
не известного основной массе специалистов. Наиболее полный и грамотный
анализ коренного вопроса рассматриваемой проблемы - обеспечение необходимых
инвестиций для развития отечественного водного транспорта -был дан в докладе
"Финансирование строительства судов в России" директора-распорядителя
компании "Industrial Development Corporation of Scandinavin A/S"
г-на В.М.Петерсена из Дании, который предложил и практически реализует
совместно с российской компанией "Petro-Russ Shipping" приемлемую
для иностранных банков схему финансирования судов в России. По его оценке,
можно говорить о потребности для России в 150 - 200 новых судов в год,
что равноценно инвестициям в размере 2,5 -3,5 млрд. долл. США и потребует
чрезвычайных шагов как в законодательном, так и финансовом плане.
Предлагаемые меры включают залог существующих судов в иностранных банках
под 60% их стоимости, создание в России ипотечного банка, основанного российскими
и международными банками, в котором субсидии для возрождения флота будут
важной частью финансового капитала, а также организацию совместных судоходных
предприятий. В результате, по оценке г-на Петерсена, Россия имеет хорошие
шансы войти в число крупнейших судостроителей мира в течение 10 лет,
Неотъемлемой частью морского транспорта являются транспортно-технологические
портовые комплексы, которым на выставке "Нева-97" было уделено
должное внимание. Состояние и перспективы их развития вызывают озабоченность
и беспокойство. В России имеется 40 морских портов, но только 12 из них
могут нормально перегружать экспортно-импортные грузы, причем уже сегодня
дефицит портовых мощностей достигает 80 млн. т.
Наибольшие трудности имеются в Балтийском регионе, где у России осталось
всего 4 порта, строившихся более 100 лет тому назад и не имеющих возможности
принимать современные крупнотоннажные суда, а также строить современные
терминалы для навалочных, насыпных и наливных грузов.
В 1996 г. дефицит портовых мощностей на Балтике составил 48 млн. т,
поскольку через этот регион традиционно проходило 35 - 40% внешнеторговых
грузов страны.
Авторитет российских судостроителей и накопленный ими потенциал подтвердило
подписание во время выставки "Нева-97" протокола о намерениях
с оформлением контракта в октябре 1997 г. между компанией "Вольво-Пента"
(Швеция) и Балтийским судостроительным заводом (Санкт-Петербург) по строительству
судна XXI века - контейнеровоза с электродвижением под условным названием
"Ecoship".
Особенностью этого судна будет полное удовлетворение экологических требований
за счет оптимального режима работы нескольких дизель-генераторов, подключаемых
по мере увеличения нагрузки, и выбор обводов корпуса, обеспечивающих высокие
пропульсивные характеристики. Продолжительность постройки судна определена
сроком около 2 лет.
Организаторы выставки "Нева-97" сделали все возможное, чтобы
она превратилась в праздник для моряков и судостроителей. Но омрачает этот
праздник отсутствие решения главного вопроса по инвестициям для развития
водного транспорта, его восполнения и ремонта, модернизации портового хозяйства.
Правительственные структуры не уделяют этим проблемам должного внимания,
хотя очевидно, что вылечить и поставить на ноги экономику страны без четкой
работы транспорта, включая и водный, невозможно.
P.S. Редакция намерена опубликовать в ближайших номерах ряд докладов,
прозвучавших на семинарах выставки.