- Transport on Line -
Из 40 с лишним млн. тонн экспортно-импортных грузов России, перевезенных
морским флотом за 6 месяцев 1997 года, на долю отечественных судов приходится
чуть более 10 процентов. В первой половине прошлого года сухогрузы и танкеры
под российским флагом перевезли 16% российских экспортно-импортных грузов,
в 1995 году - 30%.
Первый заместитель директора Федеральной службы морского флота РФ (Росморфлот)
Юрий МИХАЙЛОВ сообщил, что главной причиной подобной катастрофы является
отсутствие в российском законодательстве актов, призванных защитить отечественных
перевозчиков. В СССР, например, действовал закон, обязывающий всех отечественных
грузоотправителей и грузополучателей при заключении контрактов с зарубежными
фирмами оставлять право на перевозку как минимум 50% товаров, продуктов,
материалов, оборудования, нефтепродуктов за российским флотом.
Между тем, отметил Ю.Михайлов, в 1996 - 1997 годах во всех заключенных
российскими компаниями контрактах на перевозки нефтепродуктов предусмотрено
участие только иностранных судоходных компаний.
По оценкам экспертов Росмор-флота, резко снижает конкурентоспособность
российского морского флота и НДС, которого нет во многих морских державах.
По словам Ю.Михайлова, продолжается интенсивное сокращение российского
торгового флота. По сравнению с 1995 годом его общий дедвейт уменьшился
на 23%. Ежегодно списывается 50 - 60 судов, строится в лучшем случае 20
новых. Для достаточного обновления торгового флота в России нет источников
финансирования.
К тому же, как показывает практика, постройка нового сухогруза или танкера
на российских заводах из-за высоких налогов обходится заказчику на 50%
дороже, чем покупка судна на иностранной верфи. Отечественные пароходства
вынуждены использовать связанные зарубежные кредиты. Из 22 построенных
в 1996 - 1997 годах новых судов лишь два ходят под российским флагом.
По данным Росморфлота, Минт-ранса РФ, специалистов морских пароходств,
Россия только на потере фрахта для перевозок грузов внешней торговли ежегодно
теряет $ 2 - 2,5 млрд.
Ю.МИХАЙЛОВ подчеркнул, что речь идет не только об экономическом ущербе
проводимой правительством дискриминационной политики в отношении отечественных
перевозчиков, но и стратегической безопасности страны.