- Transport on Line -

Для полной реконструкции судоходных внутренних водных путей России общей
протяженностью 100 тыс. км, основных гидротехнических сооружений, каналов,
оснащения речных магистралей всеми необходимыми средствами навигационного
обеспечения в соответствии с европейскими стандартами потребуются инвестиции
в объеме 9 трлн. рублей.

Заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федеральной службы
речного флота России (Росреч-флот) Николай Смирнов заявил, что принятая
год назад правительством федеральная программа «Внутренние водные пути
России» не выполняется из-за недостаточного финансирования.

В связи с этим, отметил Н.Смирнов, Минтранс РФ и межрегиональная ассоциация
«Большая Волга», в состав которой входят республики, края и области Поволжья,
выступили с инициативой придать этой программе статус президентской. Соответствующий
указ был подписан Борисом Ельциным 14 августа. Сейчас на основе этого указа
готовится постановление правительства, которое, вероятнее всего, будет
подписано премьер-министром Виктором Черномырдиным в первой половине сентября.
В документе будут обозначены основные направления развития внутренних водных
путей России до 2000 года, и прежде всего водных магистралей европейской
части, которые к этому времени предполагается открыть для захода иностранных
судов.

По данным Росречфлота, на российских внутренних водных путях расположены
более 700 гидротехнических сооружений, в том числе 110 шлюзов, 18 гидроэлектростанций,
195 плотин и дамб, 9 крупных насосных станций. Система располагает сетью
уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийским каналом протяженностью
222 км, введенным в эксплуатацию в 1933 году, каналом имени Москвы (1937
г., 126 км), Вол-го-Донским каналом (1952 г., 101 км), Волго-Балтийский
водный путь (1964 г. после реконструкции, 854 км). Действует каскад гидроузлов
на реках Волга, Дон, Кама, которые позволили создать единую глубоководную
систему, связывающую Азовское, Белое, Балтийское, Каспийское, Черное моря.

По утверждению руководителя Росречфлота, до 1992 года внутренние водные
пути полностью обеспечивали необходимые объемы перевозок и соответствовали
мировым требованиям безопасности судоходства. На текущее содержание магистралей
государство ежегодно выделяло (в ценах 1996 гола) 1 трлн. рублей и инвестировало
в реконструкцию 890 млрд. рублей.

Однако начиная с 1995 года, по словам Н.Смирнова, объемы господдержки
резко сократились. В частности, в 1996 голу из предусмотренных бюджетом
800 млрд. рублей фактически было выделено 370 млрд. рублей. Между тем проведенные
экспертами обследования показывают, что значительная часть гидротехнических
сооружений, шлюзов, каналов находятся в аварийном состоянии. За последние
голы участились сбои в работе гидросооружений. Примером тому может служить
произошедшее в ноябре 1994 года саморазрушение ворот на Пермском шлюзе,
едва не приведшее к крупной катастрофе.

Президентская программа предусматривает финансирование реконструкции
основных сооружений водных путей до 2001 года в объеме 9 трлн. рублей,
в том числе около 6 трлн. рублей из федерального бюджета и 3,2 трлн. рублей
из других источников.