- Transport on Line -
Беседу вел Леонид СМИРНОВ Фото автора. Санкт-Петербург.
Из досье "МБР": Александр Николаевич Тихомиров родился в 1964
году в Выборге. В 1987 году окончил филологический факультет Ленинградского
государственного университета. Владеет английским, французским, испанским,
португальским языками. С 1990 года работает в выставочном объединении "Ленэкспо".
Директор выставок "Нева-91", "Не-ва-93", "Нева-95",
"Транстек-94", "Транстек-96".
Транспортный бизнес, пожалуй, самый международный из всех видов бизнеса.
С крушением советской системы и открытием страны для внешних контактов
возникла острая необходимость в международной кооперации транспортных услуг,
внедрения в транспортную сферу высоких технологий. Развитию этих процессов
способствовал ряд международных выставок "Нова" и "Транстек",
проходивших в Санкт-Петербурге. Организаторами этих выставок выступили:
фирма "Долфин Экзибишн Лтд." (Великобритания) и Выставочное акционерное
общество "Ленэкспо". О предстоящей в сентябре этого года выставке
"Нева-97" наш корреспондент в Санкт-Петербурге попросил рассказать
ее директора Александра Тихомирова.
- Александр Николаевич, что принципиально нового ожидает гостей и участников
выставки "Нева-97"?
- С российской стороны основными соорганизаторами выставки являются
крупные ассоциации или корпорации, занимающие ключевое положение в определенном
секторе рынка, в частности, Ассоциация морских торговых портов, которая
на выставке "Нева-97" будет отвечать за раздел портов, портового
оборудования и портовой деятельности. Поэтому ввиду договора с Ассоциацией
мы специально включили не только в разделы, но и в название выставки ее
новую тему: выставка по судостроению, судоходству, деятельности портов
и разработке шельфа. Это новый сектор по сравнению с выставками предыдущих
лет. Тем более выставка проходит в Санкт-ПетерЬурге, где портовый сектор
выходит на первый план.
Другое новшество - морское и речное строительство шлюзов, акваторий
портов, молов, маяков, реконструкция портов, дноуглубительные работы и
т.д. Здесь возникает взаимосвязь со строящимися портами и с необходимостью
обновления базы действующих гаваней.
За раздел отвечает фирма "Морреч-строй", являющаяся подразделением
корпорации "Трансстрой". "Морречет-рой", как и Ассоциация
морских торговых портов, тоже является членом Оргкомитета выставки. Работа
идет с десятками организаций, занимающихся морским и речным строительством
и гидроработами в России.
Остались и традиционные разделы. Например, судостроительный. Он представлен
девятью странами на правительственном уровне. Из многих стран мира ожидается
участие отдельных фирм. Кроме того, мы обратились со своими предложениями
в Департамент судостроительной промышленности Ми-ноборонпрома и получили
поддержку по созданию специализированного раздела по судостроительной промышленности.
Надеемся, что отраслевые предприятия и организации примут активное участие.
Среди наших давних друзей - служба "Росречфлот" и ряд пароходств,
специализирующихся на перевозках "река - море", - Северо-Западное,
Беломорско-Онежское учебные заведения.
- В 1995 году на выставке "Нева" вы принимали большую делегацию
из АО "Росшельф", Управления по морской технике и РАО "Газпром".
Что дали эти переговоры для предстоящей выставки?
- После консультаций с данной делегацией принято решение выделить специализированный
раздел выставки, который будет называться "Морская техника для освоения
шельфа и океана". Есть большая потребность и существуют уже проекты
по освоению нефтега-зоносных месторождений на арктическом и сахалинском
шельфах. Это направление является одним из серьезнейших рынков для судостроительных
предприятий и для флота. "Газпромом" создана фирма "Газфлот"
для обеспечения работ на буровых платформах с помощью операций флота.
Выставка, конечно, не решает вопросы политические и финансовые по добыче
нефти и газа, но она строится на базе участия тех предприятий, которые
занимаются специализированно такими вопросами, как, допустим, картография,
техническое обеспечение проектов, производство машин, механизмов, трубопроводов,
клапанов, подводных аппаратов, платформ - всей номенклатуры продукции,
необходимой для освоения океана и шельфа. Мы надеемся, что здесь примут
участие не только АО "Росшельф" и РАО "Газпром", но
и целый ряд предприятий, потому что данное направление морской отрасли
достаточно перспективно. Для нас это не новый раздел, но он достаточно
серьезно выделен, тематически разработан с помощью отечественных предприятий.
Учтены пожелания делегации, которая приезжала на "Неву-95".
- Планируется ли специальный раздел по результатам выставки "Одесса-96"?
Ведь у "Одессы" тот же партнер, что и у "Невы", - английская
фирма "Долфин Экзибишн"?
- Достигнута договоренность, что они будут традиционно способствовать
представлению на "Неве" национального раздела Украины. Мы четко
понимаем, что у многих российских предприятий морской отрасли есть интерес
к партнерам на Украине. Скажем, Российский морской регистр судоходства
очень хорошо поработал на выставке "Одесса-96", заключил ряд
выгодных контрактов. Связи между судостроителями Украины и России постепенно
начинают восстанавливаться. Например, судно для бурения "Газпром-1"
планируется заказать на Херсонском судостроительном заводе, а работать
оно будет на российском шельфе.
Будет усилен и раздел стран Балтии. Есть договоренность с фирмой "Би-Ин-фо"
(член Оргкомитета выставки). Это информационная, консалтинговая фирма,
находится в Таллинне. Она будет формировать раздел морского бизнеса стран
Балтии. В 1995 году прибалты приехали большой делегацией, представили ряд
судостроительных, судоремонтных заводов. Мы собираемся расширять это участие
- связей с балтийскими государствами много по портам, грузоперевозкам,
судоремонту.
- Претерпела ли изменения программа научных семинаров?
- Российскую программу семинаров на "Неве-97" организует фирма
"Инкона" при ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Иностранное участие
- фирма "Долфин Экзибишн".
Традиционные семинары - "Проблемы инвестиций в судостроение и судоходство"
и "Паромные системы". Из Санкт-Петербурга паромных переправ в
Европу своими судами у нас не осталось. Есть проект создания паромной переправы
либо от района Автово, либо от города Ломоносова. Причем дело касается
не только пассажирских и автомобильных, но и перевозки вагонов. Отдельные
семинары посвящены производству высокоскоростных судов и перевозкам по
Северному Морскому пути, по судовой энергетике и пропульсивным системам.
В этом году мы добавили новые разделы в программу семинаров выставки.
Это строительство, реконструкция и операторская деятельность морских и
речных портов, портовое оборудование, морские и речные пассажирские и грузовые
терминалы, морская техника для освоения океана и шельфа. Будут рассматриваться
различные аспекты производства судов для транспортировки нефти, газа и
конденсата, океанских и морских платформ, судов обеспечения платформ, подводная
техника и техника для глубоководных работ.
По нашему мнению, общее количество участников семинаров составит от
700 до 1000 человек.
- Будет ли выделено отдельное направление, которое называется "хай-тек"
(высокие технологии)?
- Пока нельзя точно указать на конкретные экспонаты, но поскольку задействованы
серьезные научные институты, предприятия, то, вполне возможно, именно выставка
познакомит морскую общественность с последними достижениями науки. В частности,
направлены приглашения в Департамент авиационной промышленности Мино-боронпрома,
чтобы показать возможности морского рынка применительно к авиации. Это
на морских выставках еще никогда не делалось, мы хотим просто попробовать,
насколько морской и авиационный сектора могут быть взаимно полезны.
Что имеется в виду? Это производство определенных типов самолетов, насыщенных
специальной аппаратурой для ледовой разведки, экологического мониторинга,
деятельности буровых платформ, отслеживания разливов нефти, контроля за
трубопроводами, морских проволок, спасательных работ. Применение авиации
для мониторинга строительства портов, картографических и геодезических
работ на больших территориях.
Другой вопрос - это возможности авиазаводов применительно к судостроительной
промышленности. Не секрет, скажем, что нижегородский авиационный завод
"Сокол" по лицензиям КБ ПСПК Алексеева занимается в настоящее
время производством катеров на подводных крыльях. Это предприятие участвовало
в нашей выставке "Катера и яхты", приуроченной к празднованию
300-летия российского флота. Производимый ими катер не уступает западным
аналогам, а по ряду характеристик превосходит их. На этом же предприятии
собираются производить не только суда на подводных крыльях, но и экра-нопланы.
Авиапроизводство по определенным типам судов может очень достойно вписаться
в судостроение, а кое в чем даже конкурировать с традиционными производителями,
особенно скоростных, в т.ч. небольших судов для спорта, отдыха, туризма,
представительских целей. Кроме того, использовать возможности авиационной
промышленности для производства двигателей, энергетических установок и
установок для обеспечения энергией временных сооружений. Есть такие установки
производства АО "Звезда" на базе дизельных двигателей, сходные
по назначению производит петербургский вертолетный завод имени Климова.
- По опыту прошлых выставок - какие крупные сделки заключены непосредственно
на "Неве" или заключению которых "Нева" способствовала?
- Я не стал бы что-то приписывать одной "Неве". Этот вопрос
надо рассматривать комплексно. На выставке партнеры встретились, но отследить,
где именно состоялась сделка, мы такой задачи не ставим. Сами предприятия
комментируют это так, что по результату коммерческому "Нева-95"
оказалась для них эффективнее, чем даже знаменитые морские выставки на
Запале. И участие значительно дешевле.
- Сюда ведь едут те фирмы, которые заинтересованы в сотрудничестве с
Россией и странами бывшего СССР. V западных выставок задачи несколько иные...
- Да, это следует учитывать. Например, АО "Северо-Западное пароходство"
постоянно участвует и в SMM и в выставках "Норшиппинг" и "Интерпорт".
Но в СЗП подтверждают, что "Нева" для них более экономически
эффективна. Это же подтвердил ряд украинских компаний. V Херсонского судостроительного
завода, например, "Нева" -постоянно в плане работы.
Контрактной информацией клиентов мы не оперируем. Но общая цифра о контрактах
на несколько миллионов долларов, заключенных во время выставки, у нас имеется.
Однако большинство из них вершится уже после выставки, давшей возможность
встретиться будущим партнерам.
- Оргкомитетом выставки "Не-ва-97" газете "Морские вести
России" присвоен статус официального издания выставки по разделу стран
СНГ. Мы 6у дем в течение предстоящих месяцев знакомить наших читателей
с предприятиями-участниками "Невы-97". Чем Оргкомитет обосновал
сделанный им выбор морского издания?
- Оргкомитет привлек тот факт, что газета является официальным органом
Союза российских судовладельцев. Мы полагаем с помощью газеты начать работу
с СОРОССом и его членами, сформировать их экспозицию на выставке, чтобы
это участие было выгодно членам Союза.
Мы понимаем, что наше судоходство переживает сейчас, мягко говоря, не
лучшие времена и ситуация оборачивается тем, что заказы на перевозки отдаются
иностранцам, государство не получает валюту, моряки - работу.
Мы внимательно читаем газету и видим, что в ней проводится политика
поддержания национального судоходства, отстаиваются интересы российских
судовладельцев. Позиция газеты Оргкомитету выставки глубоко симпатична
и совпадает с теми целями, которые ставит перед собой "Нева-97".
Это позволило нам вместе с международным Оргкомитетом прийти к заключению,
что газета достойна представлять как официальный орган выставку "Нева-97".
Кстати, такое право морскому изданию предоставляется впервые.