- Transport on Line -

Владимир ЩЕРБАКОВ, фирма "Интерконсалт" Игорь БЕРЕНГОЛЬЦ,
страховое общество "Якорь "

Торговое мореплавание с момента его возникновения в качестве одной из
самостоятельных областей деятельности человека неизбежно связано для судовладельца
(будь то физическое лицо, небольшая компания или крупное судоходное предприятие)
со специфическими рисками. Эти риски можно условно разделить на три группы:

• риски стихийных бедствий, присущие мореплаванию;

• риски, связанные с возможным нарушением имущественных прав третьих
лиц (других судовладельцев, владельцев портов, терминалов и т.п.), а также
риски причинения вреда здоровью как членов экипажа, так и третьих лиц;

• риски, связанные с ответственностью по грузу, перевозимому на судне.
В результате любого происшествия или события судовладелец может понести
материальный (чаще всего финансовый) ущерб, состоящий из утери либо нанесении
повреждений самому судну или его оборудованию и механизмам (т.е. имуществу
судовладельца) и необходимостью урегулирования оплаты претензий третьих
лиц.

Если с имуществом судовладельца все относительно понятно и вопрос заключается
лишь в оценке погибшего имущества, определении стоимости его замены и нахождении
источников финансирования (виновные лица, собственные, либо заемные средства,
страховка или списание в убыток), то с претензиями третьих лиц дело обстоит
гораздо сложнее.

Во-первых, их нельзя просто отнести на убыток и списать с баланса;

во-вторых, практически всегда остро стоит вопрос размера ущерба и определения
виновной стороны:

в-третьих, в ряде случаев судовладелец может оказаться вынужденным нести
расходы в связи с действиями норм международного и национального права;

в-четвертых, на имущество судовладельца (даже конкретно не имеющее отношения
к случаю) может быть наложен арест, что неизбежно приводит к дополнительным
убыткам, и в-пятых, и в-шестых, и в-десятых...

Такая отрасль человеческой деятельности как страхование начала активно
развиваться именно как морское страхование из-за присущих мореплаванию
рисков, которые в конечном счете практически всегда приводят к финансовым
потерям судовладельца.

Страховой рынок предлагает судовладельцам два основных вида страхования:

• страхование судов, их оборудования и механизмов от гибели и повреждений
и максимальный размер страхового возмещения (за рядом некоторых исключений)
составляет стоимость самого судна;

• страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими
лицами, страхованием покрываются те суммы, которые судовладелец окажется
вынужденным оплатить в возмещение ущерба третьих лиц в пределах лимитов,
согласованных судовладельцем и его страховщиком.

Как правило, такие лимиты должны соответствовать (с некоторым превышением)
суммам, которыми судовладелец может ограничить свою ответственность по
судну по действующим международным конвенциям либо нормам национального
права.

Крупные российские судоходные компании в целях обеспечения своей финансовой
устойчивости покупают оба вида страховки. При этом страхование корпуса,
машин и оборудования размещается как на международном, так и на российском
страховом рынках в зависимости от страховых сумм, требований банков и т.д.
Страхование ответственности, как правило, размещается в международной группе
так называемых Ассоциаций взаимного страхования. Последние предоставляют
первоклассное покрытие, признаваемое практически во всех точках планеты
и практически любым финансовым институтом и фрахтователем. Однако взаимный
принцип действия этих Ассоциаций делает невозможным для судовладельца заранее
точно рассчитать свои расходы на страхование. Кроме того, в силу нелимитированного
покрытия такое страхование бывает дороже, чем аналогичное с лимитом. Относительно
небольшим судовладельцам на практике часто бывает сложно (либо дорого)
разместить страхование ответственности в Ассоциациях взаимного страхования.

Вопросы страхования как самого судна, так и ответственности судовладельца
имеют особо важное значение для относительно небольших судовладельцев,
так как потеря судна либо необходимость оплаты крупной или ряда мелких
претензий третьих лиц может поставить пол угрозу само существование судоходной
компании. Наряду с чисто финансовым покрытием риска страховщики ответственности,
как правило, предоставляют услуги по защите интересов судовладельца при
урегулировании претензий. Кроме того, свидетельство о страховании ответственности
требуется официальными властями ряда государств при заходе судна в их территориальные
воды и способствует отфрахтованию судов на наиболее выгодных условиях.

Мировой рынок страхования ответственности судовладельцев в настоящее
время состоит из 15 Ассоциаций взаимного страхования, действующих на ряде
единых принципов, закрепленных в соглашении, подписанном между ними, двух
Ассоциаций, не присоединившихся к указанному соглашению, и 4-5 коммерческих
страховых компаний.

За последние 10 лет постоянно росли расходы российских судовладельцев,
страхующихся в международных Ассоциациях в связи с общим значительным повышением
ставок, в отдельных случаях в 8-10 раз.

В разное время в среде российских судовладельцев возникали идеи создания
национальной Ассоциации взаимного страхования, однако в силу ряда объ-ективных
и субъективных причин, прежде всего необходимости создания крупных резервных
фондов, они не получили развития.

На российском коммерческом страховом рынке каждая отдельно взятая компания
не в состоянии предоставлять конкурентоспособное качественное покрытие
вследствие ограниченных возможностей принятия на себя высоких лимитов ответственности,
а также предоставления квалифицированного сервиса в любых регионах мира.

20 июня 1996 года пять российских страховых компаний ("Военно-страховая",
"Защита", "Промышленно-страховая", "Цюрих Русь"
и "Якорь") решили объединить свои возможности в области страхования
ответственности судовладельцев и подписали Соглашение о страховом Пуле.
Чуть позже к Пулу присоединилась страховая компания "Инве-стфлот".

В разработке концепции нового механизма страхования ответственности,
которая получила одобрение Федеральной службы "Росморфлот", принимали
активное участие представители Союза российских судовладельцев, РАНС, АО
"Речфлот", "Юринфлот".

Определенное время ушло на тщательную проработку ряда вопросов: организацию
первоклассного перестрахования, создание механизма защиты судовладельцев
с использованием сети профессиональных Р & I корреспондентов практически
во всех портах мира, подготовку Правил страхования, отвечающих нормам российского
законодательства с сочетанием международной практики по этому виду страхования.

В настоящее время Пул приступает к непосредственной деятельности и выдает
первые полисы.

Страхование ответственности судовладельца, предлагаемое Пулом, рассчитано
прежде всего на относительно небольших и средних судовладельцев с учетом
их специфики. Однако страхователями в Пуле могут стать любые судовладельцы,
имеющие не только морские торговые суда, но и специализированные, речные,
рыболовные, вспомогательные и т.д., а также операторы, менеджерские и другие
компании, управляющие судами на основании договоров бербоут-чартера, тайм-чартера
и т.д.

Объем страхового покрытия, предоставляемый Пулом, соответствует общепринятому
в мире.

По стандартному полису застрахована ответственность судовладельца:

• по возмещению вреда, причиненного физическим лицам,

• за столкновения с другими судами,

• за повреждения плавучих и неподвижных объектов,

•за ущерб, причиненный загрязнением вод,

• по договорам буксировки,

• за удаление остатков кораблекрушения,

• за груз, перевозимый на судне,

• в связи с наложением штрафа. Кроме оплаты претензий условиями страхования
покрываются дополнительные расходы по ведению дел (оплата услуг сюрвейеров,
адвокатов и т.д.), причем эти расходы не включаются в лимит ответственности
Пула.

По дополнительному соглашению сторон могут быть застрахованы военные
риски, ответственность по специализированным судам, девиация, расходы по
заявлению встречных претензий и т.д.

Стандартное страховое покрытие, предоставляемое Пулом, предусматривает
лимиты в два, пять или десять миллионов домаров США по каждому страховому
случаю в зависимости от требований судовладельца. В случае необходимости
более высокий лимит может быть оговорен сторонами дополнительно.

Члены Пула несут ответственность в размере 150 тысяч долларов (по 25.000
на каждого), еще 100.000 домаров США перестрахованы в четырех российских
перестраховочных компаниях (Антей, Находка Ре, Русское перестраховочное
общество и Транссиб Ре, также по 25.000 на каждую) по квотным облига-торным
договорам.

Сверх 250.000 долларов США до вышеуказанных лимитов перестрахование
размещено на базе эксцедента убытка на западном перестраховочном рынке.
Лидером этого перестрахования является Мюнхенское перестраховочное общество.

Участие первоклассных западных перестраховщиков, доля которых в максимальном
убытке составляет от 87,5 до 97,5%. в зависимости от лимита, обеспечивает,
с одной стороны, финансовые гарантии возмещения крупных убытков и с другой
- признаваемость страхования в Пуле международными финансовыми и фрахтовыми
рынками.

Российский страховой рынок, представленный в этой схеме 10 достаточно
крупными и финансово надежными компаниями, будет резервировать порядка
75% премии, которой будет достаточно для оплаты убытков в пределах первых
250.000 долларов США.

"Защита" судовладельцев будет осуществляться с участием компании,
специализирующейся на урегулировании претензий, предъявляемых судовладельцам,
Marine Claims Handling Agencies GmbH Hamburg.

При этом будет использована ее сеть Р & 1 корреспондентов, имеющихся
практически в любом порту мира. На территории СНГ для этой цели будут использованы
региональные компании, имеющие достаточный опыт в предоставлении аналогичного
сервиса. Участники Пула также формируют свою единую службу урегулирования
претензий.

При достаточно крупных претензиях, по согласованию с судовладельцем,
будут использованы услуги как западных, так и российских адвокатов (в частности,
уже имеется соглашение с фирмой "Юринфлот" на ведение таких дел).

Как российские, так и западные участники этого страхования в случаях
угрозы либо фактического ареста застрахованных судов будут принимать все
разумные меры для обеспечения финансовых обязательств, в особых случаях
вплоть до выдачи от своего имени банковских гарантий.

Для веления всех дел Пула, включая расчеты по премии, перестрахованию
и убыткам, а также для ведения претензи-онной работы участники Пула используют
управляющую компанию в лице ЗАО "Интерконсалт" (129085, Москва,
пр. Ольминского, За-508, тел./факс: (095) 216-64-16, 564-86-93, (502) 221-56-43),
которая обладает достаточным опытом в морских видах страхования.

Всем заинтересованным судовладельцам, страховым компаниям и брокерам
по любым вопросам, связанным с получением котировок стоимости страхования
в Пуле, дополнительной информации о его деятельности, взаимосотрудничества,
просим обращаться в Управляющую компанию.

Редакция газеты "Морские вести России" будет информировать
читателей о деятельности Пула по страхованию ответственности судовладельцев,
публиковать его отчеты и практические рекомендации по снижению убыточности.