- Transport on Line -

Казимир МАЦКЯВИЧЮС, директор Союза российских судовладельцев по
социальной политике

ЗАЧЕМ РОССИЙСКИЕ СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ В ЖЕНЕВУ ЕЗДИЛИ

В Женеве, во Дворце Наций, в конце прошлого года состоялась 84-я Морская
Сессия Генеральной Конференции Международной Организации Труда (МОТ).

По решению морской Паритетной Комиссии морской сессии МОТ размер сре-днемировой
минимальной зарплаты для матроса первого класса установлен в размере 435
долларов США.

Этот уровень зарплаты вступит в силу с 1 января 1998 года и не будет
меняться до 2001 года.

По заявлению Международной Организации Труда и руководителей группы
судовладельцев на данном форуме делегация судовладельцев России впервые
на деле представляла судоходные компании России. Ее статус и состав соответствовали
Уставу МОТ, а результаты работы положительно оценило руководство Международной
Федерации Судовладельцев. В повестке дня Сессии: 1. пересмотр Рекомендации
1926 г. об инспекции труда моряков (№ 28).

2. Пересмотр Конвенции (№ 109), пересмотренной, и Рекомендации (№ 109)
1958 г. о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа.

3. Пересмотр Конвенции 1920 г. (№ 9) «О трудоустройстве моряков».

4. Частичный пересмотр Конвенции № 147 о минимальных нормах (стандартах)
в торговом флоте.

ИЗ ОТЧЕТА ДЕЛЕГАЦИИ СОРОССа В работе 84-й морской сессии Генеральной
Конференции МОТ делегация СО-РОССа участвовала в следующем составе:

Казимерас Мацкявичюс, директор СОРОССа - делегат

Александр Черняковский, начальник ОТиЗ АО «ММП» - советник

Вячеслав Замарянов, директор СО-РОССа - советник

Леонид Омелин, начальник ОТиЗ АО «СМЛ» - советник

Иван Калиниченко, вице-президент АО «ДВМП', начальник Управления кадров
- советник

Борис Метелев, начальник управления персоналом АО «НМЛ" - советник

Весь состав (14 человек Правительственной части и 9 человек от профсоюзов)
делегации и ее статус были определены распоряжением правительства.

В целом на 84-ю МС ГК МОТ прибыло и было зарегистрировано: 237 делегатов,
соответственно 128 делегатов от правительств государств, 55 делегатов от
судовладельцев и 54 делегата от моряков.

Кроме них: 363 советника, в т.ч. 200 от правительств, 67 судовладельцев
и 96 от группы моряков.

В соответствии с Уставом МОТ: 6 стран (Ангола, Конго, Гаити, Ирак, Либерия,
Заир) не имели права голоса из-за неуплаты членских взносов. 15 стран (Бангладеш,
Колумбия, Коста-Рика, Чешская Республика, Эфиопия, Габон, Гаити, Гондурас,
Иордания, Кения, Монголия, Пакистан, Перу, Вьетнам, Замбия) по разным уставным
требованиям, в т.ч. и отсутствия паритетности судовладельцев и профсоюзов,
или не влияли на кворум при голосовании, или не имели права голоса.

На сессии были организованы 3 Комитета по повестке дня:

1) Комитет по Рекомендации 28 и Конвенции 147.

2) Комитет по Конвенции и Рекомендации 109. 3) Комитет по Конвенции
9. Члены делегации СОРОССа работали во всех Комитетах и распределились
следующим образом:

1) Комитет по Рекомендации 28 и Конвенции 147 - Б.Метелев, А.Черняков-ский.

2) Комитет по Конвенции и Рекомендации 109 - К.Мацкявичюс, Л.Омелин,
В.Замарянов.

3) Комитет по Конвенции 9 - И.Кали-ниченко.

В Комитете по полномочиям были рассмотрены 2 жалобы РПСМ (В.Широчен-ков),
одна из которых - на необъективность государственных органов РФ при формировании
делегации моряков России на данную сессию.

Делегация СОРОССа принимала активное участие в формировании благоприятных
для российских судовладельцев нормативных пунктов К. и Р. в доступных ей
процедурах и формах: в формировании поправок на технических комитетах судовладельцев,
в неофициальных встречах-беседах с целью консультаций и возможного согласования
возникших проблем с другими делегациями судовладельцев, профсоюзов, постоянно
обмениваясь информацией с правительственной и профсоюзной частями делегации
РФ на 84-й МС.

Сторона судовладельцев во всех процедурах прохождения пунктов К. и Р.
проявляла конструктивный подход, в формулировках своих предложений использовала
анализ реально существующей практики трудовых отношений в су-доходных компаниях,
социально-экономических возможностей национальных государств, с пониманием
воспринимала и учитывала мнение всех делегаций в содержательной части поправок.

ЧТО СДЕЛАНО

Цели и задачи делегации Союза российских судовладельцев в основном совпали
с установкой Международной Организации Труда, судовладельцев мирового сообщества.

Это не только ограничительные уровни:

время работы и отдыха, снижение их вариантности;

снижение с 6 до 2 Конвенций-приложений к основополагающей 147-й Конвенции
на право контроля госинспекцией;

право контроля содержащихся в данных 2 конвенциях международных трудовых
стандартов и социальных нормативов только государством флага;

устранение прямых расходов судовладельцев во время подготовительных
(не связанных с трудовыми отношениями) процедур по найму моряков;

компромиссное уменьшение степени риска по страховым фондам в связи с
наймом моряков;

перенос (по негласному требованию около 80% делегаций, в т.ч. и РФ)
всех вопросов - от минимального уровня до понятий и определений - заработной
платы моряков из Конвенции в Рекомендацию.

На финансовые затраты судовладельцев прямо и косвенно будут влиять и
содержательные моменты международных правовых актов, принятых на 84-й МС
ГК МОТ:

понятия «компетентный орган», «судовладелец», «моряк», «морское судно»
применительно к каждой Конвенции и Рекомендации и благоприятное их толкование
для судовладельцев;

определения «основная зарплата моряка», «суммарная зарплата», «рабочее
время», «сверхурочное время» формировались с участием делегации СОРОССа;

наделение капитана оперативными возможностями судовладельца;

форс-мажорные случаи и режим труда и отдыха на судне;

возможные случаи альтернативности решений государственных органов и
коллективных договоров;

процедуры согласования и консультаций с представительными органами судовладельцев
и моряков всех принимаемых государством правовых актов по морскому делу;

щадящий режим с точки зрения экономии стояночного времени во время госинспекции
по трудовым нормам и социальным стандартам;

юрисдикция госконтроля флага над судами, находящимися в реестре двух
государств-членов, распространяется на суда, чей флаг они носят;

процедура дискуссии по предлагаемым текстам и поправкам, компромиссный
вариант решения спорных вопросов, приемлемый для всех 3 сторон МС;

утверждение судовладельцев РФ в качестве членской организации в Паритетной
Морской комиссии, избрание Директора СОРОССа В.Заморянова и начальника
управления кадров АО «Новороссийское морское пароходство» Б.Метелева в
ее состав и тем же - расширение возможностей СОРОССа влиять на текущую
стоимостную и перспективную содержательную части Конвенций и Рекомендаций
в будущем.

Перечень стандартов и нормативов, принятых на 84-й МС ГК МОТ, а также
их оценка в Отчете МФС, членом которой является СОРОСС, дают основание
утверждать, что принятые 7 документов МС объективно полезны для судовладельцев
как с точки зрения возможности снижения уровня прямых расходов, так и в
использовании для переговоров с профсоюзами по коллективным договорам и
соглашениям, во взаимоотношениях с государственными органами власти, инспекторами
и госинспекторами, в участии в зако-нотворческих процедурах, в оспариваний
и отстаивании своих интересов в международных и отечественных арбитражных
и государственных судах. Что имеется в виду? 1. Морские профсоюзы и ITF,
естественно, стремились повысить уровень ряда социальных норм, закрепить
их в Конвенциях, сделать обязательными все шесть приложений по минимальным
нормам Конвенции МОТ К" 147, распространить осуществляемый ими контроль
через инспекцию ITF над судами под подставным флагом на суда под национальным
флагом через контроль государства порта.

Одновременно просматривались попытки снизить уровень требований к морякам,
трудоустраиваемым через службы занятости (предложение по запрету 'черных
списков», протаскивание не свойственных документам МОТ понятий "прав
человека», «прав профсоюзов»).

2. Судовладельцы объективно оспаривали ряд позиций представителей трудящихся-моряков.
Например, стремление по возможности снизить или хотя бы сохранить и так
высокий уровень финансовых расходов на экипаж судна, достигающего, кстати,
в международном судоходстве до 60% порога. При этом, ограничивая вариантность
рабочего времени и отдыха и соглашаясь с приемлемым определением для подавляющего
числа стран понятием базисной з/платы моряка, имея в виду снижение финансовой
нагрузки на судовладельца в случае найма плавсостава, отвергая возможность
госконтроля судов со стороны государства-порта и оставляя право госконтроля
государству флага судна. Также при этом не распространяя предлагаемые социальные
нормативы для торгового флота на малотоннажные и маломощные суда, суда
рыбопромыслового флота, работающие в другом режиме, районах плавания, составом
экипажей.

Администрация СОРОССа по результатам 84-й МС ГК МОТ намечает ряд мер
информационного характера в газете «Морские вести России», в представительных
и исполнительных органах власти, по консультациям с отраслевыми и федеральными
органами, профсоюзными морскими центрами в целях подготовки необходимых
предпосылок для ратификации документов 84-й МС ГК МОТ.

Следует пояснить, что Международная Организация Труда уже несколько
лет занимается пересмотром ряда Конвенций, регулирующих трудоустройство
плавсостава в соответствии с международными нормативными актами, принятыми
в 1980-х

- начале 1990-х годов. Причины две: ряд конвенций уже не отвечает современным
требованиям, принимались они в больг шинстве своем без участия представителей
бывшего СССР.

Между тем давно назрела необходимость присоединения России к международным
законодательным актам в сфере труда и зарплаты плавсостава, а также по
другим направлениям, регламентирующим социальные проблемы на морском транспорте.

ИЗ ОТЧЕТА ДЕЛЕГАЦИИ СОРОССа: 1. Для привлечения большинства государств-членов
МОТ к ратификации значимых для международного судоходства К.* и Р.** необходимо
было сократить перечень обязательных норм, снизить их уровень требований,
тем самым сближая международные трудовые нормы с социально-экономическими
возможностями национальных государств.

2. Зафиксировать в международном морском праве сложившиеся минимальные
трудовые и социальные нормы в большинстве судоходных компаний мира и государств,
предоставив права национальным государственным органам применять их с учетом
социально-экономической обстановки.

3. Адаптировать наиболее значимые социальные нормативы в пересматриваемых
Конвенциях и Рекомендациях к вступившим в силу другим международным актам
(Конвенции ООН «О морском праве», Парижскому и Токийскому меморандумам).

4. Официальное стремление Франции, США и других государств Европейского
Экономического Сообщества (ЕЭС) повысить уровень социальных стандартов
в связи с развивающейся интернационализацией (глобализацией) морского судоходства,
ужесточить международный контроль за ними и на этой основе поднять порог
безопасности мореплавания, возможности сохранения окружающей среды. Но
каждая из сторон 844 МС ГК МОТ

- представители правительств, морских профсоюзов, судовладельцев преследовали
и свои цели, причем эти цели были неоднородны, как правило, группирова.
лись в зависимости от социально-экономического положения государств.

По итогам работы 84-й морской Сессии Генеральной Конференции МОТ принят
ряд важных документов. Так, пересмотрена Рекомендация МОТ 1926 года об
инспекции труда моряков, а также Конвенция 1920 г. «О трудоустройстве моряков».
Сессия утвердила пересмотр Конвенции № 147 «О минимальных стандартах в
торговом флоте" и Рекомендации МОТ 1958 г. (N» 109) о заработной плате,
рабочем времени и составе судового экипажа.

В то же время участники Морской Сессии МОТ понимают, что унификация
правил и стандартов в решении социальных вопросов не представляется ныне
возможной ввиду существенных различий в подходах к ним многих стран и судоходных
компаний. Вот почему в документах Сессии рекомендовано зафиксировать национальные,
трудовые и другие социальные нормы, предоставив права государственным органам
применять их с учетом своей конкретной социальной и экономической обстановки.

Страны ЕЭС, США и другие лидеры мирового судоходства намерены в одностороннем
порядке повысить уровень социальных стандартов в связи с интернационализацией
мирового судоходства, ужесточить контроль за ними, а также поднять 'порог
безопасности мореплавания». Мнение, так скажем, "второго эшелона"
стран ими особо в расчет не берется. Вот почему делегации этих стран расценивают
намерения «сильных мира сего» как стремление монополизировать решение проблем
социального блока в международном морском судоходстве, прежде всего отвечающее
долговременным интересам стран-лидеров.

Результат просматривается таковым: поскольку не все страны могут угнаться
за лидерами, то принятие их стандартов закрепит доминирующее положение
последних в решении социальных вопросов международного мореплавания. Отсюда
вытекает многое. В том числе и отток высококвалифицированного плавсостава
из России.

Конечно, и сегодня наши моряки стремятся работать на судах под инофлагом.
Но не всегда экономика России, ее морского «сектора» будет в кризисном
состоянии. Придет время, и российский флаг вновь займет достойное место
в мировом судоходстве.

В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВМЕСТНЫХ УСИЛИЙ

Представителям России и других стран удалось отстоять свои государственные
интересы в Конвенции № 109 (ст. 6). Суть - в определении термина «моряк»,
предусматривающего контроль страны и (или) компании, где трудится человек,
- за соблюдением, в соответствии со стандартами МОТ, нормативов «социального
содержания» независимо от его уровня в стране, гражданином которой является
этот работник.

За соблюдением социальных норм в международном судоходстве отвечает
«государство флага судна», а не «государство порта», к которому судно приписано.
За этот - последний вариант выступали представители ЕЭС (редакция Конвенции
№ 147 и Рекомендации МОТ 1958 г.). Однако делегации РФ и подавляющего большинства
стран настояли на первой формулировке.

Ключевые статьи Конвенции 109 (по новой нумерации -180) в итоге благодаря
усилиям российской стороны и других делегаций предусматривают, что:

1. Максимальное количество рабочих часов не должно превышаться за определенный
период времени (14 ч. в течение любого суточного нового периода или 72
ч. в течение семидневки); либо минимальное количество часов отдыха должно
предоставляться в течение определенного периода времени (10 часов в течение
24 часов и 77 часов в течение любой семидневки).

2. Нормальная продолжительность стандартного рабочего времени моряков
должна рассчитываться на базе 8-часового рабочего времени при одном выходном
дне в неделю и отдыхе в праздничные дни.

3. Время отдыха регламентируется делением его на 2 периода, продолжительность
каждого должна быть равной как минимум 6 часам, а интервал между последовательными
периодами отдыха не должен превышать 14 часов.

4. Каждое судно должно иметь на борту законодательные акты государства
флага судна, отражающие социальные нормативы МОТ и соответствующие коллективные
договоры.

Что касается рекомендаций по' зарплате моряков, то, согласно изменениям
в Рекомендации МОТ 1958 г., она в качестве основной не включает выплаты
за сверхурочную работу или другое дополнительное вознаграждение (в частности,
имеющую место в РФ выплату инвалюты взамен суточных).

Кроме того, согласно решениям сессии МОТ, основная зарплата или оклад
за календарный месяц матроса первого класса устанавливается Паритетной
морской Комиссией, о чем должны извещаться государства-члены Международной
Организации Труда.

А рекомендательные нормы в конвенциях МОТ, по решениям этой же сессии,
не могут наносить ущерб договоренностям судовладельцев и плавсостава.

Российской и другим делегациям удалось также добиться включения в рекомендации
МОТ Положения, согласно которому не предусматриваются прямые или косвенные
сборы или иные затраты моряка в связи с его наймом или предоставлением
работы (расходы обязан нести судовладелец). При этом четко определены платные
услуги: прохождение предусмотренного национальным законодательством медицинского
освидетельствования, выдача сертификатов и т.п.

ИЗ ОТЧЕТА ДЕЛЕГАЦИИ СОРОССа: Администрация Союза российских судовладельцев
после предварительных консультаций с пароходствами, «Росмор-флотом», СоюзморНИИпроектом,
изучив материалы проектов предлагаемых к пересмотру Конвенций и Рекомендаций,
пришла к следующему заключению:

1. предлагаемые социальные нормы в основном соответствуют уровню действующих
в России и не вызовут непреодолимых трудностей в ратификации пересматриваемых
К. и Р. в РФ.

2. Судовладельцы РФ объективно заинтересованы через закрепленные в Конвенциях
и Рекомендациях международные единые рыночные механизмы выстраивать новые
взаимоотношения с исполнительными органами власти. Все ключевые вопросы
трудовых отношений и социальных норм, на которые распространяется юрисдикция
государственных компетентных органов, решаются только после консультаций
с представительными органами судовладельцев и профсоюзов.

3. В условиях переходного периода рыночных реформ для российских судовладельцев
имело исключительно важное значение закрепление вопросов заработной платы
не в Конвенции 109, а в Рекомендации 109. Одновременно в переговорах с
профсоюзами по коллективным договорам, ОТС принципиальное значение имело
определение понятия «базисная заработная плата матроса первого класса».

4. Расширяющееся участие российского флота в международном морском бизнесе,
организация найма и трудоустройства наших моряков требовало международного
законодательного закрепления реально существующих социально-экономических
возможностей конкурентоспособности. Предлагаемые проекты Конвенций и Рекомендаций,
участке делегации СОРОССа на 84-м МС ГК дали такую перспективу.

5. Закрепление перечня нормативных актов на борту судна, идентификация
информации экипажа по вопросам трудовых отношений со стороны судовладельца
и капитана в предлагаемых к пересмотру Конвенциях и Рекомендациях создают
возможность заблаговременной подготовки к предстоящим акциям инспекции
ITF и госинспекции государства флага.

6. Процесс организации обсуждения и принятия Конвенций и Рекомендаций
на МС ГК МОТ может стать основой совершенствования процедур по принятию
морских правовых актов в РФ (коллективных договорах, ОТС, законов на федеральном
и региональном уровнях).

7. Четкие определения понятий "судовладелец", "моряк",
"морское судно", "рабочее время", "базисная з/плата",
"формы и методы контроля трудовых стандартов", их профилактика
с целью снижения финансовых потерь судовладельцев, применяемые процедуры
могут быть использованы:

а) для компетентной подготовки к защите интересов российских судовладельцев
в арбитражах и судах;

б) оперативных международных разбирательствах по результатам инспекторских
проверок ITF и государством флага;

в) в подготовке морских правовых актов федеральными и региональными
структурами;

г) для предварительной профилактики в информации органов федеральной
и региональной власти о недопущении принятия правовых и нормативных актов
в сфере трудовых отношений и социальной политики торгового флота без процедуры
согласования с судовладельцами и профсоюзами;

д) для реального влияния и участия судовладельцев в процессах трудоустройства
моряков.

Администрация Союза российских судовладельцев в качестве предварительной
подготовки к 844 МС ГК МОТ в апреле и июне 1996 г. организовала обсуждение
актуальных вопросов (проектов 4 Конвенций и Рекомендаций, медицинского
обслуживания моряков, трудоустройства моряков, паспорта моряка на секциях
СОРОССа по социальным вопросам), где был одобрен и состав делегации от
судовладельцев РФ (см. №№ 3-4,5-6 газеты "Морские вести России",
1996 г.).

Таким образом, российские судовладельцы сумели в Женеве отстоять ряд
интересов российского флота, а следовательно, и долговременные интересы
России. Хотелось бы надеяться, что они будут защищаться и другими структурами,
определяющими политику в сфере отечественного судоходства.