- Transport on Line -

А.КУЗНЕЦОВ, А.ЧИЧКИН

Обращаясь к журналистам. Президент Союза российских судовладельцев Михаил
Романовский подчеркнул, что нынешняя ситуация на морском транспорте не
что иное, как зеркало государственных, общеэкономических и межотраслевых
проблем: от низкой конкурентоспособности до эксплуатационной надежности
российских судов. Проблемы флота требуют решения на государственном уровне.
Конечно, при условии, что государство заинтересовано иметь свой флот, который
бы не работал на «инофлаги», а, напротив, укреплял свои позиции на внутреннем
и внешнем рынках судоходства.

Отвечая на вопрос относительно роли СОРОССа, вообще морского транспорта
в современной экономике России и в экономической политике правительства
РФ, Михаил Романовский сказал:

"На рубеже 1990-х годов в стране принимались законы, касающиеся
в основном береговых и портовых служб. В части же морских перевозок законодательство
и акты исполнительной власти не были приведены в соответствие с реалиями.

В результате российский флот, зарабатывающий валюту в основном в загранплаваний,
оказался в тисках сильнейшей конкуренции со стороны иностранных перевозчиков
и судовладельцев.

Но за рубежом действуют законы других государств. Российское же законодательство
абсолютно неадекватно иностранному в части регламентации работы морского
флота, в отношении налоговой системы и по другим аспектам. Если скрупулезно
следовать законам России, флот не сможет работать за рубежом и наоборот.

Страна вошла в рынок без проработанной законодательной базы, в том числе
в сфере морского транспорта.

Например, Кодекс торгового мореплавания у нас 1968 года, где больше
говорится о коммунизме, чем о конкретных вопросах перевозок и содержания
флота. Кроме того, лучший флот бывшего СССР, прежде всего танкерный, оказался
к моменту распада Союза в других республиках. На таком фоне трудно говорить
о возможности реального возрождения российского флота".

Говоря о флоте, г-н Романовский и другие участники пресс-конференции
подчеркнули, что иногда в финансовых федеральных органах удается доказать,
что флот - это драгоценное достояние страны, поэтому фискальная политика
должна учитывать это обстоятельство.

Но в целом финансово-экономическая политика российского правительства
в отношении национального флота остается чрезвычайно жесткой со всеми вытекающими
отсюда последствиями.

Уже 3 года Союз российских судовладельцев добивается принятия специальных
законов, стимулирующих работу флота России. В частности, было обещано Центробанком
и Минфином, что в России будет создана оффшорная зона для регистрации российских
судов. Но обещания таковыми и остались...

Тем временем доля российского флота, регистрируемого в оффшорных зонах
Кипра, Мальты, британского о-ва Мэн, увеличивается. И может сложиться так,
что развитие этой тенденции оставит Россию вообще без флота».

Ну, а как обстоит дело с выполнением президентского указа, правительственных
постановлений о возрождении российского торгового флота? По мнению участников
пресс-конференции, - как и прежде: средства почти не выделяются, налоговый
пресс не ослаблен. Получается замкнутый круг нерешаемых проблем. А из него
следует вопрос: нужен ли России российский флот? Невыполнение правительством
его решений - главная причина нынешнего трагического состояния российского
флота, указали участники пресс-конференции.

Касаясь современной ситуации с кадрами на флоте, на пресс-конференции
отметили, что текучесть кадров велика, но все равно люди зарабатывают валюту,
которая приносит пользу стране. Ведь есть страны, специализирующиеся на
экспорте рабочей силы, в том числе моряков, и на последующем использовании
отчислений от заработков плавсостава, работающего за рубежом.

Наши экипажи ценятся на мировом рынке труда намного больше, чем филиппинские,
китайские и даже некоторые западноевропейские.

Более актуальная кадровая проблема - избыток рабочей силы, которую нужно
трудоустраивать, в том числе с помощью паспорта моряка, который должен
быть приведен в соответствие с мировыми нормативами. Например, моряк, устроившийся
за рубежом, не платит российские налоги. Не платит он зачастую и в пенсионный
фонд. Отсюда - вероятные проблемы с пенсионным обеспечением.

Можно принять «запретительные» законы. Но тогда мы увеличим армию безработных,
и прежде всего на флоте, где и без того растет коэффициент избыточности
рабочей силы.

Условия рынка и избытка рабочей силы диктуют необходимость весьма жесткого
отбора тех, кто будет принят на суда.

На пресс-конференции отмечено, что на сегодня главный вопрос -не продолжение
дележа собственности, в том числе на флоте, а неукоснительное соблюдение
прав моряков - финансовых и социальных.

По словам директора службы «Ро-•сморфлот» Валерия Быкова, «в рамках
бывшего «Росморфлота» действует отлаженная система подготовки кадров. Правда,
нужно укрепить материально-техническую базу учебных заведений. Но уровень
подготовки «морских» кадров в России не уступает международным критериям».

Как подчеркнул М.Романовский, через крюинговые компании уже трудоустроено
свыше 2 тыс. моряков Балтийского пароходства. Оно имеет за рубежом оффшорную
компанию, которая помогает трудоустраивать моряков пароходства.

Ряд вопросов журналистов касался танкера «Находка», затонувшего у берегов
Японии.

Например, как оценивать работу Комиссии по расследованию причин катастрофы?

Валерий Быков разъяснил, что Комиссия работала на основе имевшихся в
ее распоряжении документов.

Из них следует, что разлом танкера связан с тем, что он столкнулся с
плавающим предметом, из-за чего была нарушена прочность «Находки». Ну,
а дальше сыграли свою роль разыгравшийся шторм, шквальный ветер. Предмет,
о котором идет речь, был сравнительно небольшой и двигался тем же курсом,
что и танкер. Согласно опросу экипажа, произошло столкновение «Находки»
с этим предметом.

- Катастрофа танкера нанесла и моральный ущерб России, даже несмотря
на то, что судну около 25 лет, - говорит Генеральный директор акционерного
общества «Приморское морское пароходство» Александр Ки-риличев. - Конечно,
и такие суда можно в принципе эксплуатировать, но многое зависит от рода
груза, технического состояния. Однако катастрофа «Находки» - это прямое
отражение тяжелейшего положения флота страны в целом, конкретно - танкерного.
России нужен новый танкерный флот. Нынешний давно превысил нормативные
сроки службы.

Но как обновлять флот в условиях налогового пресса? Вот пример. Судно
дедвейта «Находки» стоит около 20 тысяч долларов. Но строить его в России
вряд ли возможно по технологическим и финансовым причинам. А вот, например,
в Южной Корее можно бы, но российскому судовладельцу придется заплатить
25 процентов от этих миллионов только при пересечении границы РФ.

Да если учесть еще нынешний налог на имущество, то сразу можно утверждать,
что судно никогда не окупится. Так, фрахтовая ставка в сутки (тайм-чартерный
эквивалент)

- в пределах 10 тысяч долларов, а расходная составляющая у российских
судовладельцев сегодня достигает 88 процентов.

Вот и получается, что построенный за рубежом новый танкер дедвейта «Находки»
из-за российского налогового пресса невозможно эксплуатировать под российским
флагом...