- Transport on Line -

Руслан ИГНАТЬЕВ Сочи-Москва

Начальник Сочинского морского порта ДАВИД СТУПЕЛЬМАН:

«Пассажирские морские ворота на Черном море могут надолго закрыться...»

Настоящий скандал назревает вокруг единственного в России пассажирского
порта на Черном море - Сочи. На него положили глаз сразу несколько солидных
организаций. От искушения не удержался даже

Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Это далеко
не морское ведомство просит у Госкомимущества России поддержки в передаче
на баланс Сочинской таможни государственного имущества порта.

Притязания таможенников вызвали у начальника Сочинского порта Давида
Ступельмана искреннее недоумение. Он заявил, что если будет принято такое
решение, то основная деятельность порта практически станет невозможной.

Наш специальный корреспондент встретился с Давидом Ступельманом.

- Давид Моисеевич, что это за государственное имущество в порту, которое
требуют в свое распоряжение таможенники?

- Оборудование судоремонтных мастерских, отданное пять лет назад в долгосрочную
аренду без права выкупа вновь созданному предприятию, каким сегодня является
общество с ограниченной ответственностью «Сочирем-флот». Комитет претендует
на цех со станками, ветхие пристройки, два старых мостовых крана и тому
подобное.

- Для чего им понадобилось портовое оборудование?

- Прежде хочу пояснить, что собой представляет 000 «Сочиремфлот». Данная
организация была создана с разрешения бывшего портового руководства с целью
улучшения и удешевления ремонта местного прибрежного флота. Однако через
год Сочинский порт отказался от услуг предприятия, так как в Туапсе и Керчи
те же работы стоили намного дешевле, чем у «своих». И вот, имея в аренде
государственное имущество и занимая большую часть и без того стесненной
территории порта, «Сочиремфлот» перешел на коммерцию. Нам пришлось многократно
судиться со своим «детищем»: предприниматели не платили ни за воду, ни
за электроэнергию. Конфликты возникали один за другим. В конце концов,
полностью расписавшись в своей несостоятельности, администрация «Сочиремфлота»
решила продать все, чем «владеет». Но покупателя на госимущество долго
не находилось. Да такое и по закону невозможно. Вот тогда-то и объявился
ГТК РФ. За помощью таможенники обратились в Госкомимущество России. По
сути дела, станки и краны их не интересовали. Им нужна территория, чтобы
затем захватить и весь порт.

- Чем объясняет таможня свое право на владение госимуществом порта?

- Заместитель председателя ГТК г-н Ануфриев, подписавший официальное
письмо в адрес Госкомимущества РФ, обосновывает свое прошение тем, что
Сочи в настоящее время приобрел статус пограничного города. Отсюда, мол,
возникла необходимость открытия новых контрольных постов. К тому же резко
увеличился поток грузов за рубеж и обратно, перевозимых морским транспортом
через Сочи. Поэтому якобы нужно срочно создавать в порту таможенный терминал.
Кроме того, в послании утверждается, будто бы данный вопрос - передача
госимущества порта таможне - согласован с администрацией города Сочи.

- По правде говоря, есть определенный резон в аргументах просителей...

- Да, я согласен с господином Ануфриевым, что Сочинскому порту нужен
таможенный терминал, но только пассажирский. Наш порт никогда не был грузовым.
Тут существует лишь один причал, рассчитанный на перевалку местных грузов.
Глубина около шести метров. В лучшем случае можно принять суда типа «река-море».
На сегодняшний день причал практически простаивает. Порой сюда приходят
небольшие сухогрузы вместимостью всего 500-1000 тонн. Это разве дает повод
говорить о большом грузообороте?

Не надо забывать и о том, что Сочи - это прежде всего город-курорт.
Порт же расположен в самом его центре. В непосредственной близости находятся
пляжи, санатории и пансионаты, гостиницы и специализированные поликлиники.

- Так согласовывался этот вопрос с руководством города?

- Видимо, под «согласованием» господин Ануфриев подразумевает письмо,
направленное им мэру Сочи в декабре 1996 года. Он информирует, что Государственный
таможенный комитет Российской Федерации создал и зарегистрировал госпредприятие
«РОСТЭК-Сочи», наделив его правом заниматься коммерческой деятельностью.
А именно: оборудованием таможенных терминалов для приемки и отправки грузов
судами, прибывающими в Сочи из-за рубежа, а также ремонтом и профилактикой
флота. Причем все это предполагается осуществлять на территории порта.
Напрашивается вопрос: а нет ли резона в таком случае вообще упразднить
порт и передать все его функции таможне?

- А что же администрация Сочи?

- Мэрия не поддержала инициативу комитета, о чем письменно уведомила
и таможенников, и Госкомимущество России. Город заинтересован в развитии
именно морских пассажирских перевозок. Если же допустить мысль, что в пользу
таможни будет изъята значительная часть портовой территории, то на этих
планах можно поставить крест.

- А выгодно ли заниматься сегодня пассажирскими перевозками?

- Да, пассажирская деятельность порта ранее была убыточной. Через Новороссийское
морское пароходство, филиалом которого мы являемся, от государства поступали
дотации. Теперь денег ждать неоткуда. У пароходства своих проблем хватает.
Ни Минт-ранс, ни Сочинский муниципалитет не могут взять на содержание порт
в его нынешнем запущенном состоянии. Хотя он имеет неплохие перспективы
как перевалочный пункт на юге России, как база для возрождения пассажирского
флота в Черноморском бассейне. Наши расчеты показывают, что работа Сочинского
порта может быть очень прибыльной. Почему?

Проведение определенной реконструкции позволит принимать большие суда.
Откроется дорога не только множеству местных линий, но и международных.
Начнем ориентироваться на обслуживание круизных перевозок. Главное - значительно
увеличится пропускная способность порта. Предусматривается и строительство
таможенного пассажирского, подчеркиваю, именно пассажирского терминала.
Однако, чтобы реализовать все это, нужны средства.

После долгих поисков мы остановились на компромиссном, но реальном варианте.
Решено создать самостоятельное открытое акционерное общество «Морпорт Сочи».

- Кто же станет основным у.чреди-телем?

- Прежде всего это ОАО «Новороссийское морское пароходство». Оно внесет
в уставный капитал в виде вклада все имущество, которым сейчас управляет
порт. Нам престижно иметь такого солидного партнера, поскольку данное акционерное
общество считается не только крупной, но и авторитетной в мире судоходства
компанией.

Создание акционерного общества «Морпорт Сочи» уже согласовано на всех
уровнях. И тем не менее борьба за порт продолжается. Если не умерить чрезмерный
аппетит ГТК РФ, то единственные ныне на Черном море пассажирские ворота
России могут надолго закрыться.