- Transport on Line -

Подготовил Владимир КОЧЕТОВ

Верх Василий Николаевич (1781-1834), историк русского флота и географ.
В 1803-1806 гг. мичманом участвовал в 1-м русском кругосветном плавании
на шлюпе «Нева». В 1808 г. составил карту Русской Америки на основании
данных экспедиции. Опубликовал ряд статей по истории географических открытий.
На основе архивных материалов написал ряд трудов по истории России и флота.
В 1828 г. назначен историографом русского флота (после суда и ссылки Н.А.Бестужева
-см. ниже). Именем Верха назван остров в арх. Новая Земля.

Бестужев Михаил Александрович (1800-1871), морской офицер, декабрист.
С К.П.Торсоном разработал проект реконструкции российского флота, занимался
изобретательской деятельностью. В 1824 г. стал членом Северного общества
декабристов. 14 декабря 1825 г. вывел на Сенатскую площадь лейб-гвардии
Московский полк, пытался занять Петропавловскую крепость. Приговорен к
вечной каторге, сокращенной до 20 лет ссылки. С 1839 г. на поселении в
Селенгинске. Развивая мысль Торсона об отказе на кораблях от гребных колес,
легко поражаемых артиллерией, разработал проект оригинального водометного
движителя, представлявшего собой 2 цилиндра с поршнями в корме корабля.
Поршни должны были попеременно втягивать воду и выбрасывать ее за корму,
создавая реактивный импульс, двигающий корабль.

Бестужев Николай Александрович (1791-1855), военный моряк, капитан-лейтенант,
истооиограф русского флота, декабрист. В Морском кадетском корпусе изучал
политэкономию, право, философию, психологию и др. предметы, не входившие
е программу. Одновременно учился в Академии художеств. После окончания
корпуса оставлен в нем воспитателем. Участвовал в 3 заграничных плаваниях.
При подготовке восстания был помощником К.Ф.Рылеева. 14 декабря 1825 г.
вывел на Сенатскую площадь Гвардейский флотский экипаж. Приговорен к вечной
каторге, сокращенной до 20 лет ссылки. В 1822 г. назначен историографом
русского флота и занимал эту должность вплоть до восстания. Отбыв каторгу,
поселился в Селенгинске, где продолжал научную и литературную деятельность,
внимательно следил за развитием русского флота. Работа Бестужева «Опыт
истории российского флота», над которой он трудился в 1822-1825 гг., долгое
время считалась утраченной, кроме двух отрывков, опубликованных в конце
XIX века. Рукопись была случайно обнаружена в архиве военного историка
А.В.Висковатого и впервые полностью опубликована только в 1961 г. Судпром-гизом
(изд-во «Судостроение»).

Биллингс Иосиф Иосифович (?-1806), английский мореплаватель, участник
3-го кругосветного плавания Д.Кука, капитан-командор русского флота, исследователь
Тихого океана. Принят на русскую службу в 1783 г. Руководил вместе с Г.А.Сарычевым
экспедицией 1785-1794 гг., исследовавшей берега Сев.-Восточной Сибири и
Алеутские о-ва. На оленях проехал вдоль Чукотского берега от бухты Лаврентия
до Чаунской губы, составил ряд карт, завершил описание всего северного
побережья России. В 1789 г. при переходе из Охотска в Петропавловск на
корабле «Слава России» открыл необитаемый остров - о. Ионы. Побывал на
о. Кояк, о. Уналашка (Алеутские о-ва), отсюда прошел к о-вам Св. Матвея
и Св. Лаврентия, высаживался на американский берег у мыса Роднея. В 1795
г. переведен на Черноморский флот, участвовал в описании берегов от Керченского
пролива до устья Днестра. Именем Биллингса названы мыс на берегу пролива
Лонга и расположенный на мысе населенный пункт.