- Transport on Line -
Рафаил БИКМУХАМЕТОВ, корр. «Интерфакса» — специально для «Морских
вестей России»
Созданная в апреле прошлого года финансово-промышленная группа «Астраханский
корабел» намерена стать тем самым единственным механизмом, с помощью которого
Россия может вернуть утраченные позиции на Каспии и завоевать основные
рынки этого бассейна.
Идея создания подобной организации, которая бы объединила действия моряков,
речников и судостроителей, родилась в Астрахани еще в перестро-ечные горбачевские
времена. Толчком послужила ситуация, возникшая после появления в регионе
самостоятельного объединения морского транспорта. Самостоятельность-то
астраханским морякам высокопоставленные московские чиновники дали, но оставили
практически без работы. Все суда, приписанные к Астрахани, а это тринадцать
сравнительно новых танкеров и сухогрузов, одним росчерком пера недальновидного
начальства были переданы Азербайджану.
Теперь-то мы знаем, к чему это привело. После развала Союза Россия в
одночасье оказалась без торгового флота на Каспии...
Раньше всех спрогнозировал будущую ситуацию тогдашний начальник объединения
морского транспорта Николай Русанов. Именно он озвучил идею кооперации
астраханских предприятий водного транспорта и судостроения для того, чтобы
начать строительство судов класса «река-море» и тем самым создать мощную
судоходную компанию. Но идея тогда так и не реализовалась.
С новой силой обстановка обострилась после распада Союза. Идея кооперации
снова загуляла по различным кабинетам, и, возможно, на сей раз ей бы дали
ход, но тут в скором времени появились Указы Президента РФ о создании Северо-Каспийского
морского пароходства, о строительстве в Астрахани морского торгового порта,
подкрепленные соответствующими правительственными постановлениями. Все
это легло в основу программы возрождения торгового флота России на Каспии,
названной президентской.
Однако всеобщая эйфория, порожденная президентской программой, улетучилась
довольно быстро. Астраханцам в Москве однозначно дали понять, что денег
на строительство новых судов и морского торгового порта нет в бюджете и
в ближайшие годы не будет. Идея возродилась вновь, но теперь инициативу
взял в руки энергичный астраханский губернатор Анатолий Гужвин. Заинтересовались
ею и крупные коммерческие и финансовые структуры региона, в частности инвестиционно-финансовая
компания «Юг» и Волго-Каспий-ский акционерный банк.
Да и астраханский директорский корпус к тому времени основательно подрастерял
свои амбиции. Такие крупные и в недавнем прошлом благополучные предприятия,
как Морской судостроительный завод, «Лотос», «Красные Баррикады», оказались
на мели, работая на треть от своих мощностей. Не в лучшей ситуации находилось
и Севе-ро-Каспийское морское пароходство.
Одним словом, экономические условия, что называется, созрели. И в апреле
прошлого года, после основательной организационной подготовки, были подписаны
официальные документы о создании первой в Астраханской области финансово-промышленной
группы «Астраханский корабел». Ее учредителями выступили многие предприятия
и организации, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, поэтому назову
лишь наиболее значимые. Помимо компании «Юг», генеральный директор которой
Владимир Меланин стал управляющим центральной компанией ФПГ, и Волго-Каспийского
акционерного банка среди учредителей мы видим самые мощные судостроительные
заводы Астрахани, сильное конструкторское бюро «Вымпел», известный в мире
норвежский концерн «Акер», технологии и оборудование которого известны
в нефтяном мире.
Интерес норвежцев к Астрахани вполне понятен. Каспии, где разворачиваются
крупномасштабные работы по освоению шельфовых месторождений нефти и газа,
может стать для «Акера» отличным рынком сбыта, астраханские судостроительные
предприятия - готовой производственной базой, а Севе-ро-Каспийское пароходство
в силах наладить четкую транспортную связь. Тем более что на стыке Волги
и Каспия, в районе поселка Оля в ста километрах от Астрахани, начал действовать
первый, так называемый пионерный причал будущего морского торгового порта.
В скором времени сюда пойдут грузовые морские паромы из Азербайджана, Туркменистана
и Ирана.
- Маркетинговые исследования, проведенные экспертами, показывают, что
именно «Астраханский корабел» реально и быстро должен стать тем самым единственным
механизмом, с помощью которого Россия может вернуть утраченные позиции
на Каспии, - рассказывает Владимир Меланин. - Для этого налицо все объективные
факторы. Прежде всего - мощный сырьевой и производственный потенциал, какого
нет в других прикаспийских государствах. Квалифицированная и достаточно
дешевая рабочая сила. Наконец, в наших руках ключи от единственной волной
артерии - Волги, соединяющей Каспии с Черным, Балтийским, Средиземным морями,
с Мировым океаном. Морской порт строится. А завоевав судостроительный рынок
Каспийского бассейна, мы получим необходимые средства для создания своей
мощной судоходной компании на базе Северо-Каспийского морского пароходства.
Короче говоря, астраханские власти, моряки и судостроители четко осознали,
что надеяться на инвестиции «доброго московского дяди» не приходится и
собственное благополучие надо строить своими руками.
С момента создания ФПГ прошло совсем немного времени, но, как бы сказали
врачи, «ребенок родился здоровым и у него отменный аппетит», что подтверждается
вполне красноречивыми фактами.
Начну с того, что уже летом был подписан крупный контракт на строительство
в Астрахани трех сухогрузов класса «река-море» общей стоимостью 24 мимиона
200 тысяч долларов. Суда предназначены для Венгрии и сооружаются в счет
долгов Советского Союза этой стране.
- Это очень серьезный экзамен для «Астраханского корабела», - говорил
при подписании контракта губернатор А.Гужвин. - Заказ нужно выполнить быстро
и по строгим стандартам германского «Ллойда». Если работа будет выполнена,
то «Астраханский корабел» получит пропуск на международный рынок и сумеет
заработать деньги на строительство морского порта по акционерному варианту
и создание своей судоходной компании. Напомню, что контракт заключен под
гарантию администрации области и поэтому мы прямо заинтересованы в успехе.
Но, пожалуй, больше всех заинтересованы в успехе корабелы Морского судостроительного
завода и «Лотоса», получившие этот заказ. Более четырех тысяч человек получили
выгодную работу по крайней мере на два года.
Не останутся без дела рабочие и инженеры завода «Красные Баррикады».
Уже подготовлен контракт с одной из германских фирм на строительство в
Астрахани трех морских судов на сумму в 25 миллионов долларов.
Решая сиюминутные проблемы занятости людей, руководители ФПГ не забывают
о своей главной задаче, которая состоит в том, чтобы выйти на международный
рынок сбыта со своей судостроительной продукцией и создавать собственный
морской торговый флот. На стапелях своих заводов ФПГ полным ходом ведет
строительство двух танкеров за счет инвестиций Волго-Каспийского акционерного
банка. Как сказал В.Меланин, они будут переданы Северо-Каспийскому пароходству
для совместной эксплуатации.
Перспективным смотрится и соглашение ФПГ и пароходства с иранской «Хазар
шиппинг компани» об организации регулярного морского паромного сообщения
между портами Астрахань и Энзели. Таких паромов у России и Ирана на Каспии
нет, их еще нужно построить, и сделать это смогут только заводы ФПГ. Иранская
же сторона берет на себя обязательство найти подходящую кредитную линию.
Недавно у меня состоялся весьма любопытный разговор с В.Меланиным. Он
только что вернулся из Алма-Аты и, судя по всему, окрылен прошедшими там
переговорами. А суть их заключалась в следующем. Казахстан вместе с шестью
иностранными нефтяными и газовыми компаниями в будущем году приступает
к бурению разведочных скважин на шельфе Каспия. Через четыре года предполагается
добывать здесь не менее пяти мимионов тонн нефти и значительную ее часть
возить танкерами. Проект «Северный Каспии» предусматривает приобретение
нескольких морских буровых установок, танкерных, транспортных судов.
- Все это у нас или есть, или можно очень быстро построить, - поделился
планами управляющий центральной компанией ФПГ. - На наших заводах практически
готовы две морские платформы для бурения разведочных и эксплуатационных
скважин. Каждая «весит» по крайней мере на сорок миллионов долларов. К
будущей весне будут достроены два танкера. Но мы постараемся сделать так,
чтобы не продать их, а с помощью Северо-Каспийского пароходства использовать
для перевозки сырой нефти из Казахстана. Полагаю, что мы сумеем получить
часть валютной реки от проекта «Северный Каспии», уже сегодня оцениваемого
в три миллиарда долларов...
Не удивительно, что астраханские моряки основные свои надежды связывают
именно с ФПГ «Астраханский корабел». Ведь некоторые проекты финансово-промышленной
группы, как видим, уже сегодня начинают обрастать вполне реальными инвестициями.