- Transport on Line -
В связи с этим судовладельцы приняли решение рассматривать свой Союз
(СОРОСС) как единственную структуру, на деле заинтересованную и способную
активно отстаивать интересы судоходства в органах власти Рос-
В ПОВЕСТКЕ ДНЯ: Отчет о работе СОРОССа в 1996 году, задачи и план действий
на 1997 год;
Об исполнении бюджета Союза в 1996 г. и проекте бюджета на 1997 г.;
О положении в судоходных компаниях, Совфрахте по итогам работы в 1996
г. и прогнозе развития ситуации в 1997 г.;
О приеме новых членов СОРОССа;
О сотрудничестве в сфере социального партнерства профсоюзов и СОРОССа;
О господдержке учебного флота.
В работе Собрания приняли участие: М.Романовский — президент СОРОССа,
арбитражный управляющий АО «Балтийское морское пароходство», А.Кириличев
— вице—президент СОРОССа, Генеральный директор АО «Приморское морское пароходство»,
Н.Матюшенко — вице-президент СОРОССа, Генеральный директор АО «Мурманское
морское пароходство», С.Анисимов — начальник Арктического морского пароходства,
В.Доркин — вице—президент АО «Сахалинское морское пароходство», А.Гагарин
- Генеральный директор АО «Северное морское пароходство», В.Кулагин — начальник
Севера—Каспийского морского пароходства, Г.Пикус — первый заместитель Генерального
директора АО «Дальневосточное морское пароходство», Я.По-тылицин - Генеральный
директор АО «Камчатское морское пароходство», Е.Коршунов — заместитель
Генерального директора АО «Совфрахт», О. Мень-шенин — начальник Новороссийской
морской академии, В. Седых — начальник Дальневосточной морской академии,
Ж. Русое — член Совета директоров АО «Енисейское речное пароходство», А.Сихарулидзе
— Председатель Правления Морбанка, Ю.Шилин — Представитель с/к «Евросиб»,
Н.Гамаюнов — Генеральный директор 000 «Интербункер», А.Аксенов — Генеральный
директор с/к «Сахалин—Тайрику» (САНТА), О.Панина — Генеральный директор
фирмы «АРС», Е. Трофимов — директор АО «Транзас—Марин».
От администрации СОРОССа: В.Туреев —управляющий директора, директора
В.Заморя-нов, К.Мацкявичус, директора филиалов СОРОССа: Севере—Западного
— Р.Гурков, Южного — А.Есипенко, заместитель директора Дальневосточного
филиала СОРОССа Г.Ноздрин.
ПРИГЛАШЕНЫ: В.Быков — 1—й заместитель министра транспорта РФ, директор
службы «Росморфлот», С.Франк — заместитель министра транспорта РФ, Ю.Михайлов
— начальник департамента Минтранса, С.Палехов — начальник департамента
Минтранса, Г.Иванов — доктор юридических наук, профессор, руководители
профсоюзных организаций.
ОТ ЧАСТНЫХ С/К: В.Тихонов — директор «Центра страхования морских рисков»
АСФ «Росгосстрах—Приморье», А.Рубальский — Московский директор с/к «Римско»,
В.Морозов — генеральный директор «Ванин-ской морской компании», Г.Гре-чишин
— генеральный директор фирмы «Морфее», Н.Новоселов — генеральный директор
АО «Стимер», В.Сальцин — генеральный директор ПКФ «Морские перевозки»,
О.Покровский—генеральный директор ТОО «Юринбалт» и др.
Участники Собрания подчеркнули, что проблема повышения конкурентоспособности
российских морских перевозчиков, в том числе и непосредственно в России,
приобретает все более острый, драматический характер. Растет доля перевозок
иностранными судоходными компаниями российского экспорта-импорта. Переломить
сложившуюся негативную ситуацию для российского флота на отечественном
рынке морских грузоперевозок без оперативной, объемной помощи со стороны
государства судовладельцам вряд ли удастся. Решение проблемы в том, что
на переходном этапе становления рыночных отношений половина российских
грузов должна законодательным порядком быть передана для перевозки отечественному
морскому флоту, другая половина - выставляться на конкурсной основе на
мировой фрахтовый рынок.
Пока этого нет, и почти 90 процентов наших грузов перевозят иностранцы.
В октябре 1996 года правительство приняло решение создать Межведомственную
комиссию, которая должна разработать условия, обеспечивающие конкурентоспособность
наших грузоперевозчиков на всех видах транспорта. Курирует эту работу заместитель
министра транспорта РФ Сергей Франк.
Предварительные предложения уже разработаны и были обсуждены участниками
собрания Союза российских судовладельцев.
По словам замминистра транспорта России Сергея Франка, с 1992 года покупка
услуг иностранных перевозчиков обходится России ежегодно в несколько миллиардов
долларов. В такой ситуации вопрос конкурентоспособности российского транспорта
приобретает стратегическое значение для страны.
Г-н Франк подчеркнул роль СО-РОССа в разработке соответствующих предложений
ввиду «особой злободневности» проблемы конкурентоспособности именно для
морского флота России. Он отметил также значение точных экономических расчетов
в преддверии обсуждения проблемы в правительстве.
По его мнению, в рамках СОРОС-Са нужно сформировать группу высококвалифицированных
специалистов по экономике, юриспруденции и информатике, которая смогла
бы еще раз уточнить предложения по повышению конкурентоспособности российского
транспорта. Нужны и подгруппы по всем аспектам финансово-экономической
деятельности, которые отслеживали бы изменения в различных сферах экономики
и законодательства, касающиеся транспорта и перевозчиков.
Однако важнейшая стратегическая задача - добиться соотношения между
российскими и иностранными грузоперевозчиками 50:50 в соответствии с Законом
о разделе продукции. Многие депутаты Госдумы поддерживают такой подход,
но его практическое выполнение зависит опять-таки от конкурентоспособности
отечественного транспорта, в том числе морского.
Другая не менее важная проблема - использование госпакетов акций транспортных
предприятий. Сегодня региональные администрации «перетягивают» эти пакеты
на себя, и такая ситуация приносит много проблем с точки зрения управляемости
транспорта и эффективности перевозок между регионами, осуществляемых российскими
перевозчиками. Эта тенденция обусловлена финансовыми проблемами регионов,
но нужно осмыслить и предложить меры, предотвращающие «растаскивание» транспорта
по региональным .«квартирам». В разработке таких мер активное участие должен
принять СОРОСС.
Президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский подчеркнул,
что от взаимодействия российских перевозчиков зависят конкурентоспособность
транспортной системы России, ее место в мировых транспортно-экономических
связях. Вопросы же подобного рода простираются от Арктики до южных морей
и океанов.
По словам М. Романовского, развитие отечественного судостроения впрямую
предопределяет роль перевозчиков России внутри и вне страны. Особенно это
касается ледокольного флота, завоза грузов на Север, связей региона с «Большой
землей».
Продолжая мысль, Сергей Франк отметил, что правительственное постановление
по поддержке отечественного лесного комплекса предусматривает ряд льгот
для транспортных связей с российским Севером, однако «северная» транспортная
проблема намного шире, чем только перевозки леса. Но и она лишь составная
часть конкурентоспособности всех видов транспорта России, в том числе морского.
Прозвучало также предложение использовать госпакеты акций транспортных
организаций для «реанимации» программы возрождения российского торгового
флота. Оно было поддержано Собранием, подчеркнувшим, что появились «любители»
поиграть на ликвидных и неликвидных акциях морских предприятий. Поэтому
нужна всесторонне проработанная стратегия и тактика.
Мнения по этому вопросу таковы:
Сергей Франк: "Относительно транспортных предприятий, где остались
госпакеты акций, закрепленные на три года. Сейчас наблюдается четкая тенденция,
в связи с указом Президента РФ, о возможности передачи госпакетов территориям
-субъектам Федерации - на их активное перетягивание территориями. Пример
тому - госпакеты 'Вол-го-танкера'1, Петербургского морского порта. В ряде
случаев это создает трудности в сфере компетентного управления предприятиями
транспорта.
Необходимо выработать схемы взаимодействия с регионами по этому вопросу,
хотя бы потому, что, например, морские пароходства могут быть подвержены
этой тенденции. Координацию работы тут мог бы взять на себя СОРОСС».
Александр Кириличев: «Мы не имеем права терять тот фонд флота, который
был создан за годы СССР. Поэтому сегодня суда - это поистине 'золотая недвижимость»,
которая должна работать на возрождение российского флота. В этой связи
можно было бы использовать госпакеты акций на морских предприятиях для
создания государственного фонда поддержки и развития отечественного флота.
Но следует иметь в виду, что флот - это не бессрочная залоговая ценность:
он стареет, и может случиться так, что за такую недвижимость не дадут ни
цента. Поэтому в качестве приоритетной задачи в этой сфере нужно добиться
большего понимания проблем флота со стороны Центробанка и других ведомств".
Валерий Быков: «Действительно, сейчас все отчетливее проявляется опасность,
что госпакеты акций предприятий морского транспорта могут уйти "за
просто так». В этой связи хочу обратить внимание на предложение Александра
Кириличе-ва, согласно которому на основе госпакетов акций надо создать
реально действующий фонд возрождения флота России. Акции эти можно
ПОСТАНОВЛЕНИЕ общего собрания Союза российских судовладельцев:
1. Принять к сведению отчетный доклад Президента СОРОС-Са. Признать
работу СОРОССа за 1996 г. удовлетворительной и подтвердить объективную
необходимость СОРОССа как дееспособного органа защиты интересов российских
судовладельцев.
2. Утвердить с учетом состоявшегося обмена мнениями План действий и
бюджет СОРОССа на 1997 г.
3. Считать приоритетными направлениями в деятельности СОРОССа в 1997
г.:
содействие созданию условий для развития национального флота и стабильного
его функционирования на основе изменения прежде всего сложившейся налоговой,
таможенной политики, повышения доли российского флота в обеспечении внешней
торговли страны; формирования новых финансовых механизмов обновления флота;
использовать как ценные бумаги при решении финансовых вопросов развития
морского транспорта России и его инфраструктуры».
Михаил Романовский: "Соответствующая разработка у нас уме имеется.
Но ответы пароходств до сих пор не получены. Этот вопрос нельзя пускать
на самотек, ибо в противном случае государственные пакеты окажутся в руках
нового российского капитализма, которому, по большому счету, мало дела
до флота и его проблем".
повышение роли СОРОССа в работе с профсоюзами по защите интересов российских
судовладельцев на национальном и международном рынке трудовых ресурсов;
организация защиты интересов национальных судовладельцев не основе использования
опыта США и европейских стран;
защита и пропаганда морских традиций путем организации государственной
поддержки специальных морских учебных заведений;
совершенствование механизмов по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности.
4. Усилить работу Союза российских судовладельцев по правовым вопросам.
5. Принять в члены СОРОССа: с/к «Римско», АСФ «Росгос-страх-Приморье»,
АО «Стимер», ТОО «Юринбалт». ПКФ "Морские перевозки".