- Transport on Line - hiltunen.htm

Несколько лет назад в гаванском аэропорту Хосе Марти ко мне подошел
молодой кубинец - сотрудник авиакомпании «Кубана». Прослышав, что в нашей
делегации много аэрофлотовцев, расспрашивал о Москве, о Ёгорьевском авиационно-техническом
колледже, где учился, рассказывал о себе. Неожиданно вдруг спросил:

- А Николая Васильевича Момота знаете? Он был в Гаване представителем
Аэрофлота. Я тогда только начинал работать в порту, часто приходилось обслуживать
рейсы советских самолетов. Однажды здорово напутал при оформлении багажа
пассажиров, рейс по моей вине задержали. Наутро приехал разбираться с «ЧП»
Момот, прошел прямо к начальнику. Скоро и меня туда вызвали. От своего
шефа влетело, конечно, здорово, а Момот встретил меня потом в коридоре
и тихонько так говорит: «Что же ты, друг, оплошал? В своем деле надо быть
профессионалом...» Пять лет он в Гаване проработал и, должен сказать, сам
был настоящим профессионалом. Встретите его в Москве, обязательно привет
передайте от Хосе...

Привет этот Николаю Васильевичу Момоту, ныне генеральному директору
акционерного общества «Трансаэро-2000», я передал лишь спустя четыре года.
Столько времени мы не виделись, хотя раньше по редакционным заданиям встречаться
с Момотом приходилось часто - и тогда, когда был он сперва заместителем,
а потом начальником Главного управления авиационных работ и перевозок Министерства
гражданской авиации СССР, и когда работал в аэропорту Шереметьево в совместном
российско-японском предприятии «Аэросервис». Из встреч прошлых, еще министерских,
запомнилась одна, связанная с разбирательством жалобы пассажира. Десятками
и сотнями приходили они тогда в редакцию, и считалось даже среди нашей
пишущей братии своего рода «экстра-классом», когда на основе журналистского
расследования кому-то из больших начальников объявляли выговор, лишали
премии, а кого-то даже, случалось, снимали с работы. С одной такой грозной
жалобой и написанной по ее следам заметкой я и пришел к Момоту.

- В Домодедове. говорите, это случилось? - переспросил Николай Васильевич.
пробегая глазами письмо. - Ну что же, пассажир, конечно, всегда прав, только
мой вам совет: не спешите публиковать материал. Побывайте в аэропорту,
поговорите с работниками смены. Сердцем чую, что здесь что-то не так...

Не подвело чутье Момота - факты, изложенные в жалобе, оказались сильно
преувеличенными. Сам бывший домодедовец - три года руководил там пассажирской
службой - знал он всю технологическую цепочку не только по инструкции,
но и по собственному опыту. Знал и то, что необъективна та жалоба, а потому
не спешил принимать крутых мер, хотя, появись заметка в печати, на очередном
разборе у министра могло достаться и ему самому...

Работа в службах перевозок в Запорожском аэропорту, в Домодедове, почти
десять лет службы на руководящих должностях в Управлении гражданской авиации
Центральных районов, министерстве - все это так или иначе было связано
с организацией сервиса в гражданской авиации. Впрочем, как и нынешняя его
работа в Акционерном обществе «Транссервис2000». Учредителями этой фирмы
стали Главное агентство воздушных сообщений и «Мострансагентство». Нашлось
и подходящее помещение на Ленинградском проспекте столицы, возле метро
«Динамо». Помещение-то нашлось, но требовало оно ремонта, причем, основательного,
с перепланировкой, а значит и с участием проектировщиков. Момот обратился
в известную московскую архитектурную мастерскую.

- Поможем, поможем, - сказали там.

- через полгодика проект будет...

Немецкая строительная фирма «Пота». специалистов которой намечено было
привлечь к ремонту, ждать, естественно, полгодика не могла, и потому Момот
решил проблему сам. На листе писчей бумаги фломастером начертил примерную
планировку помещения и, кажется, не ошибся.

- Мы смогли выкроить приличное место под операционный зал, сделали несколько
производственных комнат, даже кухонька небольшая есть, чтобы сотрудники
могли перекусить, - рассказывает Николай Васильевич. - Всего же в «Транссервисе-2000»
работает 26 человек. Все профессионалы, специалисты своего дела, все имеют
лицензии, что необходимо для получения статуса члена ИАТА. А такой статус
АО «Транссервис-2000» имеет. Это дало акционерному обществу возможность
продавать и бронировать авиабилеты на самолеты не только российских, но
и зарубежных авиакомпаний...

Момот гордится своей фирмой, своим коллективом. И по праву. Великолепный
интерьер помещения, установленное в операционном зале оборудование автоматизированных
систем бронирования «Сирена» и «Габариэль», позволяющее быстро оформить
авиабилет, - это одна сторона дела. Другая - люди, их отношение к работе.
Говорить об этом Николай Васильевич готов без конца и отнюдь не потому,
что все идет так уж гладко. Просто считает, что в «Транссервисе-2000» подобралась
команда профессионалов, единомышленников, людей, которые делают все, чтобы.
раз побывав здесь, пассажир пришел сюда

вновь. Поэтому несмотря на молодость - фирма существует чуть больше
года - «Транссервис-2000» имеет уже постоянных клиентов. Среди них как
частные лица, так и организации, для которых подать заявку на авиабилеты,
скажем, по факсу или по телефону - снятие лишней «головной боли». Билет
же фирма Момота может доставить клиенту в удобное для него время и в любое
место Москвы - тоже обстоятельство немаловажное для занятого человека.
Ну а если клиент решил зайти в «Транссервис2000» сам, ему обязательно предложат
присесть, угостят чашечкой кофе или чая.

- До чего же не избалован наш пассажир вниманием, - улыбается Николай
Васильевич. - Глядишь подчас, как «шарахается» от подобной предупредительности
и заботы и думаешь, почему же за рубежом такая форма обслуживания в порядке
вещей?

Первый год работы «Транссервиса2000» закончился с положительным итогом.
Не попросили у акционеров ни рубля дотации, не «залезли» в уставной капитал
- наоборот, получили пусть небольшую, но прибыль. По мнению Момота, это
свидетельствует о том, что фирма нашла свою «нишу» на рынке авиатранспортных
услуг. Впрочем, крепко подумывает Николай Васильевич о расширении деятельности
акционерного общества. Прежде всего за счет открытия нескольких филиалов
в Москве. Есть планы заняться туристической деятельностью, для чего «Транссервис-
2000» сейчас оформляет лицензию. Определенный доход может принести бронирование
гостиниц за рубежом, расширение объемов продаж авиабилетов по заказам предприятий
и организаций. Но все это требует точного расчета, изучения спроса, а потому
Момот о планах на будущее говорит с осторожностью.

- За любое дело возьмусь, если уверен буду, что смогу обеспечить должное
качество предлагаемых услуг. К примеру, тот же туристический бизнес. Как
мотыльки-однодневки появляются и исчезают, «слизнув сливки» - солидные
барыши от пользующихся популярностью турпрограмм - различные агентства.
Многие из них только подводят клиентов, портят людям впечатление от зарубежной
поездки. Так работать не будем. Имидж своей фирмы - думаю, о наличии такового
уже говорить можно - бережем...

Разговор прерывает телефонная трель. Звонят из московского представительства
авиакомпании «Люфтганза» Вслед за «САС», «Финнейр» она собирается заключить
с «Транссервисом-2000» агентское соглашение. Их устраивает качество обслуживания
в этой московской фирме. А вас? Соберетесь в путешествие - загляните на
Ленинградский проспект, 33а. Уверен, лучшего агентства не найдете.

ОТ РЕДАКЦИИ. В этом месяце Николаю Васильевичу Момоту исполняется
шестьдесят лет. От всей души поздравляем юбиляра.