- Transport on Line -

В.М. Махлин, Г.П. Кобылковский (НЦКТП)

Построенная в 80-е годы байкало-амурская железнодорожная магистраль
должна была решить две основные задачи: первая — совместно с Главной сибирской
железнодорожной магистралью обеспечить освоение крупных внутрирайонных,
межрайонный и транзитный грузопотоков на направлении, связывающем Дальний
Восток с районами Сибири, Урала, европейской части страны, и вторая, не
менее важная, — стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной
территории, богатой ценными запасами минерального сырья. топливно-знергетическими,
лесными ресурсами. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства
в стране в последние годы привел к тому, что объемы перевозок на Транссибирской
магистрали существенно сократились, снизились также размеры пассажирского
движения. В результате вместо разгрузки магистрали возникла другая задача
— более полное использование созданных здесь производственных фондов.

В то же время к реализации программ комплексного освоения природных
ресурсов в зоне байкало-амурской магистрали, что могло бы привести к существенной
загрузке “второго Главсиба”, до настоящего времени практически не приступили.

В итоге, и без того незначительные грузопотоки, следовавшие по байкало-амурской
магистрали в 1990 г., сократились к настоящему времени в два раза. Вместо
динамично развивающегося и процветающего, каким виделся регион, примыкающий
к БАМ в период “грандиозных планов”, он стал зоной экономического бедствия:
бездействуют триллионные производственные фонды и от этого — многомиллиардные
ежегодные убытки, безработица затронула четверть трудоспособного населения
региона. При всей важности задачи экономического развития зоны БАМ и повышения
эффективности использования железнодорожной магистрали вряд ли можно рассчитывать
в современных условиях на ее решение за счет средств федерального и местных
бюджетов. Поэтому Министерство путей сообщения России совместно с органами
исполнительной власти заинтересованных субъектов федерации стали искать
нетрадиционные пути ускорения хозяйственного освоения и социального развития
зоны БАМ. В январе текущего года комиссия Правительства по оперативным
вопросам одобрила инициативу Министерства путей сообщения в создании благоприятных
условий для притока в зону БАМ инвестиций для реализации наиболее эффективный
проектов развития экономики этого региона.

Учитывая настоятельную необходимость развития зоны байкало-амурской
магистрали, имеющей важное значение для национальный интересов России,
Правительство Российской Федерации 16 июня 1997 г. приняло Постановление
N 728 “О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития
зоны байкало-амурской железнодорожной магистрали.” В Постановлении поддержано
предложение МПС РФ и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов
Российской Федерации о принятии необходимых мер по ускорению роста промышленного
производства и социального развития в зоне БАМ. Функции по координации
деятельности, связанной с экономическим развитием этой зоны, возложены
на МПС России.

Задачу привлечения инвесторов и предпринимателей, готовых участвовать
в хозяйственном освоении зоны БАМ, отныне будет решать созданное государственными
железными дорогами России акционерное общество “Баминвест”. Федеральные
органы власти и органы власти субъектов федерации, по территориям которых
проходит магистраль, в соответствии с Постановлением должны оказывать необходимую
поддержку в решении социально-экономических задач развития зоны.

Инвесторы и заказчики, а также подрядные организации будут привлекаться
для реализации высокоэффективных проектов, направленных на хозяйственное
развитие зоны БАМ, на основе конкурсного отбора.

Важно то обстоятельство, что хозяйственное наступление будет вестись
по единому стратегическому плану. Для этой цели Министерству экономики
РФ, Министерству путей сообщения РФ и ряду других федеральных органов власти,
совместно с властями заинтересованных субъектов федерации дано поручение
разработать подпрограмму хозяйственного освоения зоны БАМ на 1998-2005
г. и представить ее в Правительство РФ до 1 апреля 1998 г. Эта подпрограмма
должна стать составной частью Федеральной целевой программы экономического
и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 г.

Началась практическая реализация правительственного постановления —
в АО “Баминвест” уже поступил ряд инвестиционных проектов и идет интенсивная
работа по изучению.

Для разработки стратегических направлений экономического и социального
развития зоны БАМ, экспертизы и организации научного сопровождения подпрограммы
хозяйственного освоения зоны БАМ на 1998-2005 гг., анализа конкретных проектов
и определения их места в общей стратегии развития зоны при Министерстве
путей сообщения России создан Научный совет по проблемам комплексного освоения
зоны байкало-амурской магистрали под председательством Министра путей сообщения
РФ Н.Е.Аксененко. Первые заместители Председателя совета - заместитель
Министра путей сообщения РФ Н.П.Кошман и академик РАН А.Г.Гранберг, заместители
Председателя - заместитель Министра путей сообщения РФ А.О.Богданович,
д.т.н. А.Т.Демченко, академик РАН Н.Л.Добрецов, начальник Департамента
финансов МПС РФ С.А.Никулин, академик РАН К.В.Фролов.

В совет также вошли академик АТР д.э.н. .директор НЦКТП В.И.Арсенов,
Академик РАН В.В.Воробьев, зам. Председателя Госком-севера РФ, д.т.н. А.И.Волгин,
заместитель исполнительного директора АО “Баминвест” Л.Г.Махитаров, директор
института Гипротранстэи Ф.С.Пехтерев, президент Ассоциации транспортных
банков В.Д.Прядко, член Совета директоров Российской корпорации “Алмаз
— золото” А.А.Рыбальченко и другие ученые и хозяйственные руководители.

НЦНТП принимал в течение ряда лет активное участие в разработке программ
социального и экономического развития зоны хозяйственного освоения БАМ,
Дальнего Востока, Сибири. Накопленный опыт позволяет высказать ряд соображений
по направлениям работы Научного совета.

1. Для выявления приоритетных направлений развития зоны, примыкающей
к магистрали надо изменить подходы - идти не только от освоения ресурсов
(что прослеживается в Постановлении Правительства), но и от изучения конъюнктуры
на внутрироссийском и внешнем (прежде всего Тихоокеанского региона и Юго-Восточной
Азии) рынках. Только в этом случае можно убедительно доказать, с какими
товарами может выхолить зона БАМ на рынки, какие отрасли там следу-ат развивать,
какой эффект может быть получен.

2. Одним из важнейших направлений подъема экономики зоны БАМ может стать
туризм. Огромный интерес для международного и российского туризма представляют
Байкальское кольцо, включающее ангарские ГЭС, верхняя Лена, Царская Котловина,
Сихотэ-Алинь и другие места, обладающие замечательными рекреационными условиями.

3. В сферу интересов созданного Научного совета целесообразно также
включить зону хозяйственного освоения строящейся Амуро-Якутской железнодорожной
магистрали, работа которой будет существенно влиять на загрузку байкало-амурской
магистрали.

4. Транспортное освоение зоны БАМ не должно ограничиваться только железной
дорогой. БАМ будет работать эффективно и полнокровно только тогда, когда
ему помогут морские и речные порты (Ванино, Осетрово, Комсомольск-на-Амуре),
когда параллельно трассе пройдет автомагистраль и будут построены подъездные
пути к Удоканскому и другим месторождениям полезных ископаемых, лесным
массивам, когда заработают десятки аэропортов местных воздушных линий и
крупные международные аэропорты. Речь должна идти о развитии всего транспортного
комплекса, включающего все виды современного транспорта.