- Transport on Line -

В.М. Новиков, Н.М. Иваницкий

Отношения, возникающие между железными дорогами, грузоотправителями
и грузополучателями при железнодорожных перевозках, в основном являются
гражданско-правовыми отношениями. Но работа железнодорожных транспортных
предприятий, осуществляющих массовые перевозки грузов и пассажиров, настолько
многообразна и имеет такие специфические, отличные от работы других промышленных
предприятий особенности, что это вызывает необходимость в регулировании
возникающих в процессе этой работы отношений специальными нормами права.

Каждая отдельная железная дорога является самостоятельным хозяйственным
предприятием с правами юридического лица, имеет определенный район деятельности.
Но железные дороги обязаны перевозить грузы, пассажиров и багаж до всех
станций, которые открыты для производства соответствующих операций независимо
от того, в состав какой железной дороги входит станция назначения. Специфика
прямого сообщения, в котором участвуют несколько железных дорог, состоит
в том, что железная дорога отправления, заключая договор перевозки с отправителем
или пассажиром, принимает обязательства по перевозке на всем пути следования
не только за себя, но и за все железные дороги, по которым следует груз,
пассажир или багаж. Каждая последующая железная дорога, принимая груз с
накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя обязательства
по этому договору.

Как в местном, так и в прямом сообщении перевозка оформляется единым
документом, составленным на весь путь следования. Железные дороги обязаны
передавать перевозимый груз или багаж с одной железной дороги на другую
без участия владельца груза или багажа. Взаимные отношения перевозчиков
по распределению провозной платы, убытков от несохранных перевозок, от
просрочки в доставке грузов не касаются грузоотправителей и грузополучателей,
которые имеют право предъявлять претензии к одному перевозчику. Поскольку
отношения между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями
при железнодорожных перевозках являются в основном гражданско-правовыми
отношениями, железнодорожное транспортное право следует рассматривать как
составную часть гражданского права. То обстоятельство, что оно включает
в себя нормы, регулирующие планирование железнодорожных перевозок и относящиеся
к административному праву, не меняет этого положения. Точно так же процессуальные
нормы при рассмотрении комплекса правовых вопросов железнодорожных перевозок
не представляется возможным выделить из системы железнодорожного транспортного
права, поскольку порядок составления актов, предъявления и рассмотрения
претензий непосредственно связан с ответственностью железных дорог за надлежащее
выполнение договоров железнодорожной перевозки.

Отношения, возникающие при перевозках грузов и пассажиров по железных
дорогам России, регулируются Уставом железных дорог Союза ССР (проект Устава
железных дорог Российской Федерации утвержден в Думе в июне этого года),
в котором в отдельных разделах рассматриваются: общие положения; грузовое
хозяйство и устройства для обслуживания пассажиров; планирование и организация
перевозок грузов; железнодорожные подъездные пути; прямое смешанное сообщение
с участием других видов транспорта; перевозка пассажиров, багажа и почты;
ответственность железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и
пассажиров; акты, претензии и иски.

На основании Устава железных дорог. Министерство путей сообщения утверждает
и издает:

Правила перевозок грузов, которые содержат правила перевозок отдельных
видов грузов и выполнения коммерческих операций на станциях и железнодорожных
подъездных путях; Технические условия погрузки и крепления грузов; Правила
перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты
и пограничные станции не в прямом международном сообщении;. Правила перевозок
пассажиров и багажа.

Устав железных дорог содержит ряд специальных норм, представляющих существенные
отступления от норм, содержащихся в Гражданском кодексе и Гражданском процессуальном
кодексе. В отличие от общих норм гражданского права, материальная ответственность
грузоотправителей и железной дороги за невыполнение. обязательств по плану
ограничивается штрафами, а за утрату или порчу груза — обязанностью дороги
возместить действительную стоимость груза. Для предъявления претензий и
исков Устав железных дорог предусматривает особые сроки давности. Порядок
предъявления и рассмотрения претензий по спорам, возникающим при перевозках
по железным дорогам, и подведомственность этих споров регулируются не общими
нормами гражданского права, а специальными нормами Устава железных дорог.

Поскольку Устав железных дорог содержит специальные нормы, регулирующие
общественные отношения, возникающие в связи с перевозкой грузов, пассажиров
и багажа по железным дорогам, он является источником железнодорожного права
как особой отрасли гражданского права. Издаваемые на основании Устава железных
дорог Правила перевозок грузов также являются источником железнодорожного
права, они обязательны со дня опубликования их в сборниках правил перевозок
и тарифов железнодорожного транспорта. Следовательно, к отношениям, возникающим
при железнодорожных перевозках, нельзя применить общие нормы гражданского
права в тех случаях, когда они регулируются специальными нормами Устава
железных дорог и издаваемых в дополнение его Правил. Общие нормы гражданского
права могут применяться к гражданско-правовым отношениям .при железнодорожных
перевозках в тех случаях, когда в Уставе железных дорог не содержится специальной
нормы, регулирующей данное отношение. Общими нормами гражданского права
регулируются также обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
личности или имуществу пассажира в связи с деятельностью железных дорог.

Выполнение требований Устава железных дорог и Правил перевозок является
обязательным для работников железных дорог, а также предприятий и организаций,
пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Для железных дорог установлена обязательность всех перевозок, предусмотренных
планом. Этот принцип не может применяться лишь на строящихся железных дорогах,
не открытых для общего пользования. Перевозка грузов, пассажиров, багажа
по строящимся “железным дорогам до сдачи их в постоянную эксплуатацию производится
на основании особых Правил, издаваемых Концерном транспортного строительства
совместно с Министерством путей сообщения.

Хотя для железных дорог общего пользования установлена обязательность
перевозок, дорога может приостановить прием грузов к перевозке при наличии
особых запрещений, имеющих исключительный характер. Основанием для освобождения
железных дорог от обязанности перевозки грузов в известных случаях могут
являться свойства грузов, так как некоторые грузы, согласно Правилам перевозок
грузов, или совсем не допускаются к перевозке по железным дорогам, или
могут допускаться с соблюдением особых условий. Отказ от перевозки может
быть осуществлен только на основании Устава железных дорог и Правил перевозок
грузов. В случае неправильного отказа в приеме груза к перевозке по требованию
отправителя должен быть составлен акт. Юридическое значение этого акта
заключается в том, что он служит доказательством правонарушения со стороны
служащих железной дороги, незаконные действия которых могут быть обжалованы
в административном порядке. Требование рационального использования средств
транспорта железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями является
одним из главных положений железнодорожного права. Органы железнодорожного
транспорта, предприятия и организации, отправляющие грузы, обязаны организовать
плановые перевозки с наименьшей затратой материальных средств транспорта.

Устав железных дорог устанавливает обязательность выполнения технических
норм загрузки подвижного состава, а также содержит рад правовых норм, обеспечивающих
рационализацию nepeвозок и ускорение оборота вагонов, маршрутизацию перевозок
и сокращение сроков простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой.

Установление обязательных сроков доставки грузов и ответственности за
их несоблюдение способствует ускорению доставки грузов в пункты назначения
и рациональному использованию средств железнодорожного транспорта.

Обязанность по обеспечению сохранности грузов возложена не только на
органы железнодорожного транспорта, но также на предприятия и организации,
отправляющие грузы. Условием обеспечения сохранности грузов является требование
к грузоотправителям предъявлять грузы в состоянии, годном для перевозки
по железным дорогам.

При изучении и практическом применении норм транспортного права большое
значение имеет практика судов и арбитража по разрешению конкретных дел,
возникающих в связи с железнодорожными перевозками. Постановления Пленума
Верховного Суда РФ, имеющие общий характер, обязательны для судов при разрешении
соответствующих дел. Они имеют большое значение также для железных дорог
при разрешении вопросов, возникающих при применении Устава железных дорог,
поскольку споры между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями
разрешаются судебными органами. Судебные решения по конкретным делам имеют
обязательную силу только для тех дел, по которым они вынесены. Но судебная
практика, складывающаяся в результате многократных и однородных решений
судов, должна учитываться при рассмотрении железными дорогами претензий
грузоотправителей и грузополучателей, так как при несогласии их с решением
дороги по заявленной претензии спор разрешается в судебных органах. Практика
арбитражных судов имеет существенное значение при разрешении вопросов,
связанных с заключением договоров на эксплуатацию подъездных путей необщего
пользования, а также взысканием штрафов за простой вагонов на этих путях,
поскольку споры, возникающие из договоров на эксплуатацию подъездных путей,
разрешаются в органах Арбитражного суда.

Арбитражный и третейский суды

Арбитражный суд

Задачи арбитражного суда. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями,
учреждениями и организациями осуществляется арбитражными судами в пределах
их компетенции. Разрешая хозяйственные споры в полном соответствии с законом,
арбитражные суды не только охраняют имущественные интересы конкретных предприятий,
но и одновременно обеспечивают защиту экономических интересов государства.
Не менее важным является и то обстоятельство, что своевременное и правильное
разрешение хозяйственных споров создает обстановку стабильности в области
имущественных отношений, способствует упрочению правопорядка и предупреждению
правонарушений.

Задачами арбитражных судов являются: обеспечение защиты прав и охраняемых
законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении
хозяйственных споров; активное воздействие при разрешении хозяйственных
споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения соблюдения
ими законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств;
неуклонное применение установленных законодательством или договором мер
имущественной ответственности за нарушения дисциплины, допускаемые при
выполнении плановых заданий и договорных обязательств; обеспечение единообразного
и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных
споров; содействие улучшению договорной и претензионной работы, предупреждение
нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий; разработка
предложений и осуществление мер, направленных на совершенствование правового
регулирования хозяйственной деятельности.

Арбитражный суд является основным юрисдикционным органом, специально
созданным для разрешения хозяйственных споров между организациями. Ранее
действовавшие ведомственные арбитражи, основной функцией которых являлось
разрешение споров, возникающих при заключении, изменении, расторжении и
исполнении договоров либо по другим основаниям, между организациями данного
министерства или ведомства, упразднены.

Порядок деятельности арбитражных судов подробно регламентирован. Принятая
здесь процедура в значительной степени отличается от судебной. Во многом
своеобразными являются способы установления истины по делу. В частности,
здесь недопустимы показания свидетелей, возможно разрешение дела арбитром
единолично и в отсутствие представителей сторон и т. п.

Рассмотрение дел в арбитражном суде. Обращение в арбитражный суд оформляется
исковым заявлением, которое подается в письменной форме. Исковое заявление
подписывается руководителем предприятия или его заместителем, оно должно
содержать сведения о принятии мер к непосредственному урегулированию споров
между сторонами и соблюдении претензионного порядка. Если. ответчиков несколько,
копии искового заявления направляются истцом непосредственно каждому из
них, а не через арбитражный суд. Направление отзыва на исковое заявление
— не только право, но и обязанность ответчика. Вопрос о принятии искового
заявления разрешается государственным арбитром единолично.

Чтобы избежать заведомо ненужной работы как организаций, так и арбитражных
судов, определен порядок, в соответствии с которым допускается отказ в
принятии заявления, поданного в арбитражный суд.

В принятии искового заявления может быть отказано:

если заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;

если имеется решение гражданского, арбитражного, третейского суда или
ярмарочного комитета по спору между теми же сторонами, о том же предмете
и по тем же основаниям;

если в производстве гражданского или арбитражного суда, третейского
суда или ярмарочного комитета имеется дело по спору между теми же сторонами,
о том же предмете и по тем же основаниям;

если иск предъявлен к организациям, которые в соответствии с законодательством
не могут быть ответчиками по такому спору.

Если разрешение данной категории споров входит в компетенцию других
органов (судебных, административных и т. д.), арбитражный суд не вправе
рассматривать такие заявления. К числу не подлежащих рассмотрению в арбитражных
судах исковых заявлений следует отнести заявления о взыскании сумм, которые
в соответствии с действующим законодательством списываются через учреждения
банка в бесспорном (безакцептном) порядке. Например, в таком порядке взыскиваются
штрафы за невозврат или несвоевременный возврат съемного оборудования,
тары. Если в арбитражный суд поступает исковое заявление о взыскании этих
штрафов, в принятии его должно быть отказано.

Третейский суд

Согласно Основам гражданского законодательства, защита гражданских прав
может осуществляться третейским судом. Деятельность третейского суда регулируется
Положением, утвержденным постановлением Государственного арбитража СССР
от 30 декабря 1975 г.

Третейский суд является общественной формой разрешения хозяйственных
споров, возникающих между организациями. Он избирается по взаимному соглашению
сторон для рассмотрения конкретного дела. В третейском суде рассматриваются
споры, отнесенные к компетенции арбитражного суда, независимо от подчиненности
и местонахождения спорящих сторон.

Споры могут передаваться на рассмотрение третейского суда лишь после
принятия Сторонами мер к непосредственному их урегулированию. В случае
непредставления доказательств принятия таких мер исковое заявление к рассмотрению
не принимается и возвращается истцу.

Третейский суд избирается руководителями организаций, выступающих сторонами
по делу, из числа директоров объединений, предприятий, руководителей организаций,
учреждений, инженерно-технических работников, работников научно-исследовательских
учреждений и других лиц, компетентных в разрешении возникшего спора, при
их согласии.

Третейский суд избирается в составе любого нечетного числа судей, в
том числе одного. Когда третейский суд состоит из трех .и более членов,
избирается председатель.

Сторона, признавшая необходимым рассмотрение спора в третейском суде,
сообщает об этом другой стороне и указывает лиц, избираемых ею в качестве
третейских судей. Сторона, получившая предложение рассмотреть спор в третейском
суде, должна в десятидневный срок со дня поступления такого предложения
дать письменный ответ о своем согласии с этим предложением или сообщить
об его отклонении. В случае отклонения указанного предложения или неполучения
ответа в установленный срок спор передается на рассмотрение арбитражного
суда.

При достижении соглашения о рассмотрении спора в третейском суде и составе
суда заинтересованная сторона обязана изложить свои требования в форме
письменного заявления, которое передается одному из третейских судей. Содержание
заявления должно отвечать требованиям Положения о третейском суде. В заявлении
указываются: дата и номер искового заявления, наименование сторон, их подчиненность,
почтовые адреса и индексы; цена иска, если иск подлежит оценке; обстоятельства,
являющиеся основанием иска; ссылки на соответствующие нормативные акты
и доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства;
обоснованный расчет исковых требований; получен ли ответ на претензии;
мотивы, по которым истец отклоняет доводы ответчика, изложенные в ответе
на претензию, протоколе разногласий или других документах, полученных от
ответчика; требование истца в отношении каждого из ответчиков, если их
несколько; перечень прилагаемых к заявлению документов.

Ответчики обязаны представить третейскому суду и истцу объяснение причин
отклонения исковых требований и документы, на которые они ссылаются в обоснование
своих возражений.

Споры рассматриваются в месте нахождения одной из сторон или по усмотрению
третейского суда в ином месте, где суд признает целесообразным рассмотрение
спора исходя из интересов дела.

Третейский суд рассматривает споры с участием руководителей или других
уполномоченных ими работников организаций, выступающих сторонами по делу.
Решение по спору выносится третейским судом после исследования всех обстоятельств
дела и принимается большинством голосов, если суд состоит из трех и более
судей. Решение третейского суда по хозяйственным спорам является окончательным
и обязательным к исполнению всеми государственными, кооперативными и иными
организациями в срок, установленный в решении. Дело, рассмотренное третейским
судом, в пятидневный срок после вынесения решения сдается для хранения
в арбитражный суд по месту рассмотрения дела.

В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок истец
вправе обратиться в арбитражный суд, в котором хранится данное дело, с
заявлением о выдаче приказа на принудительное решение. Приказ может быть
предъявлен к исполнению в течение 3 мес со дня окончания срока, установленного
в решении третейского суда. С 1 июля 1991 г. действует Третейский суд при
МПС РФ, который рассматривает хозяйственные споры между предприятиями железнодорожного
транспорта.