- Transport on Line -

П.В.Куренков, кандидат технических наук, (СамИИТ); А.Ф.Котляренко,
кандидат технических наук, группа компаний "Дело" г.Новороссийск

В предыдущем номере журнала была приведена схема взаимодействия грузовладельца
с причастными субъектами при прохождении экспортно-импортных грузов, перевозимых
железнодорожным транспортом, через морской порт. Рассмотрим данный вопрос
в технологическом и правовом аспектах.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА (ТПП)

ТПП получает заявку от заказчика и связывается со службами порта о постановке
судна к причалу.

Назначается старший эксперт по теплоходной партии, которому вручается
заявка от заказчика. Если заказчик не разовый, то с ним заключается договор.
Старший эксперт по теплоходной партии назначает экспертов, которые будут
выходить по сменам в режиме работы порта.

Импорт

Комиссия совместно с работниками порта визуально сверху потрюмно рассматривает
груз. Если имеются отклонения от нормального состояния груза - завал грузовых
мест, нарушение тары или упаковки, подмочка, запотевание (при негерметично
закрытых люках), прорыв топливной системы судна, слеживаемость (при погрузке
в горячем состоянии) и т.д., то составляется акт внешнего осмотра груза
в 6-сти экземплярах (1 - на судно, 1 - в теплоходное дело, 1 - ТПП, 1 -
заказчику, 2 - на склад).

На время выгрузки посменно за каждым трюмом или технологической линией
закрепляется отдельный эксперт.

При работе с тарно-штучными грузами перед началом работы проверяется
весовое хозяйство. Скоропортящиеся грузы (например, цитрусовые) перевозятся,
как правило, в укрупненных грузовых местах - паллетах.

Паллет - поддон с грузовыми местами (ящиками или коробами), скрепленные
в одно целое при помощи проволочных и других обвязок.

Загруженный вагон сдается старшему эксперту по смене. Другой эксперт
параллельно определяет качество груза. Для этого отбирается 2% от выгруженной
массы из разных мест трюма и паллетов и методом осмотра высыпанной на стол
продукции определяется ее качество и соответствие условиям контракта. На
основании качественных показателей эксперт ТПП определяет срок транспортабельности
коносаментной партии груза по всем вагонам по наихудшему качеству.

Срок транспортабельности груза - срок, в течение которого при перевозке
товара с соблюдением условий, предусмотренных Правилами перевозок грузов,
Уставом ж.д. и другими нормативно-правовыми актами, не произойдет ухудшения
качества товара, делающего его непригодным для первоначально намеченного
использования. Срок транспортабельности должен быть больше срока доставки
не менее чем на пять суток (ТЛГ из ЦМ МПС № ЦМХ-4/134 от 01.10.1996 г.).

Представитель ТПП вплотную привязан к работе тальманов - лиц, осуществляющих
приемо-сдаточные операции при грузовой обработке транспортных средств в
порту. Тальман заносит данные в тальманский лист, а представитель ТПП -
в спецификацию данные о количестве груза, выгруженного из судна.

Спецификация, как правило, оформляется в одном экземпляре. Однако количество
экземпляров зависит от требований заказчика.

Параллельно проводится экспертиза качества, по результатам которой оформляется
такая же спецификация. На основании спецификации выписывается справка о
качестве и количестве в 3-х экземплярах (1 прикладывается к перевозочным
документам, 1 передается заказчику, 1 остается в ТПП).

От заказчика, помимо заявки на проведение экспертизы, в ТПП поступает
разнарядка в 1-ом экземпляре.

Через таможню данные документы не проходят.

В соответствии с разнарядками определяется станция назначения груза.
Если брак превышает 6%, то груз сортируется на складе порта или за территорией
порта после вывоза автотранспортом.

Оформляется акт экспертизы в 4-х экземплярах (сначала - рукописный,
а затем - три печатных), из которых рукописный экземпляр остается в ТПП,
а три печатных вручаются заказчику. Количество печатных экземпляров по
требованию заказчика может быть и бульшим. К перевозочным документам данный
акт экспертизы не прилагается.

При работе с навалочными грузами перед подачей вагонов в порт для последующей
погрузки осуществляется их перевеска, на которой присутствуют представитель
ТПП и приемосдатчик от железной дороги, каждый из которых осуществляет
запись в свой журнал перевески порожних вагонов.

Эксперт ТПП, находящийся у борта судна, переписывает номера поданных
к данному причалу вагонов и, созваниваясь по телефону с пунктом, где они
перевешивались, узнает их массу тары. Те же действия производят приемосдатчик
станции и тальман порта. В процессе выгрузки судна и погрузки вагонов производится
сбор проб от каждой 1000 т.

После погрузки вагоны подаются на весовою, где при взвешивании вновь
присутствуют представители станции и ТПП.

Качество товара определяется лабораторным путем.

Экспорт

Масса экспортируемого груза определяется по осадке судна. Осадку судна
определяет сюрвейер до и после погрузки, что фиксируется в сертификате
осадки, оформляемом в 3-х экземплярах (1 - на судно, 1 - себе, 1 отправляется
в Центр "Союзэкспертиза" (SOEX), находящийся в Москве).

После анализа качества товара оформляется сертификат качества в 4-х
экземплярах (1 - себе, 3 - заказчику). Также оформляется отчет о проделанной
работе в 3-х экземплярах, отсылаемый в SOEX.

Заказчиками услуг ТПП могут быть любые организации, имеющие собственные
или арендуемые морские причалы, а также грузовладельцы и экспедиторы (лесной
порт, рыбный порт, цементный завод, элеватор и др.).

В настоящее время множество совместных и зарубежных организаций - SGS
(Швейцарское), Петрака (Французское), Росинспекторат (Российско-Германское)
Колибрэт (Германское) и другие получили право на проведение экспертизы
и документальное оформление качества ввозимых и вывозимых (в) из России
товаров, документы которых имеют, порой, бульшую юридическую силу по сравнению
с документами, выдаваемыми ТПП, так как на них имеется ссылка в контрактах
на куплю-продажу, что является лазейкой для ввоза в Россию некачественной
продукции. Если ТПП работает по системе актов, то данные организации работают
по системе сертификатов.

ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА

Данное подразделение производит ветеринарный контроль животноводческих
грузов, руководствуясь указанием Департамента ветерианарии № 19-8-05/250
от 20.01.1994 г., и перечнем грузов в соответствии с указанием Главветуправления
№ 22-8-01/800 от 29.07.1992 г. и № 22-8-01/120 от 11.03.1993 г.

По заявке заказчика, в роли которого может выступать грузовладелец или
представляющий его интересы по доверенности экспедитор, из Москвы приходит
телефонограмма или факс о разрешении на ввоз или вывоз груза, после этого
заявка регистрируется.

На перевозку животноводческих грузов требуются ветеринарные сертификаты
(существует несколько их форм) и сертификаты качества (происхождения) -
российский и международный. При импорте международный ветеринарный сертификат
меняется на российское ветеринарное свидетельство.

Без визы ветеринарной службы таможня не принимает к рассмотрению таможенные
декларации.

Также в Центре стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) без
визы ветеринарной службы не производятся исследования. В работе руководствуются
указаниями и распоряжениями Департамента ветеринарии, который подчиняется
только Москве, и ветеринарным законодательством РФ.

Импорт

Порт подает заявку на осмотр транспортных средств на возможность перевозки
в них животноводческих грузов. После осмотра по телефону передается заключение
о рузультатах осмотра. Если транспортные средства оказываются непригодными,
то составляется акт на выбраковку. Те же операции производятся при осмотре
судна. При этом с капитана берется расписка.

Ветеринарное свидетельство выписывается под копирку в 2-х экземплярах
(1 - клиенту, 1 - для себя). Если груз следует в СНГ, то оформляется ветеринарный
сертификат.

Экспорт

Ветеринарный сертификат оформляется на каждый коносамент. Форма сертификата
зависит от требований страны-экспортера.

Заявку на выдачу сертификата может подавать любое лицо.

КАРАНТИННАЯ СЛУЖБА

Головная организация (в Москве) - Государственная инспекция по карантину
растений РФ. В городах, где есть морские и речные порты, осуществляющие
перевалку экспортно-импортных грузов, имеется пограничная Государственная
инспекция по карантину растений.

Карантинному досмотру подлежит вся продукция растительного происхождения,
а также продукты ее переработки, сахар-сырец, древесина (лесной порт),
тара, транспортные средства (автомашины, контейнеры, ж.-д. вагоны, палубы
и трюмы судов) в груженом и порожнем состояниях, складские помещения, предназначенные
для хранения грузов.

Импорт

Производится внешний карантинный досмотр грузов и транспортных средств,
прибывающих из зарубежья.

Для ввоза вышеуказанной продукции необходимо в Москве получить импортное
карантинное разрешение на ввоз груза в РФ.

Если груз следует в СНГ, необходимо получить импортное карантинное разрешение
на транзит по территории РФ, а также импортное карантинное разрешение на
ввоз страны-импортера. Каждый груз должен сопровождаться фитосанитарным
сертификатом, который поступает или с судном, или по почте. Если перечисленные
документы отсутствуют, то груз досматривается, но выгрузка не разрешается.
При наличии необходимых документов оформляется карантинный сертификат.
ТЭК порта или экспедитор предъявляет заявку на проведение карантинного
досмотра, а также разнарядку и импортное карантинное разрешение.

Карантинный сертификат оформляется в 4-х экземплярах: 1 остается на
транспорте; 1 прикладывается к транспортным документам и выдается грузополучателю,
который по его получении обязан предъявить груз к досмотру в пункте назначения;
1 высылается как карантинное донесение в Карантинную инспекцию, контролирующую
пункт назначения; 1 остается в деле и хранится как документ строгой отчетности.

При предварительном досмотре составляется акт о проведении государственного
контроля за выполнением карантинных мероприятий (АПГКВКМ) в 2-х экземплярах
(1 - капитану, 1 - себе).

По результатам проводимой экспертизы составляется акт экспертизы в 3-х
экземплярах (1 - главному диспетчеру порта, 1 - агенту судовладельца или
фрахтователя, 1 - экспедитору).

В процессе выгрузки груз досматривается. По ее окончании составляется
исполнительный АПГКВКМ. Количество экземпляров зависит от количества получателей
(коносаментных партий).

Экспорт

Заказчик подает заявку, на основании которой досматривается партия груза,
отправляемая на экспорт.

По прибытии груза сухопутными видами транспорта оформляется внутренний
карантинный сертификат. По результатам досмотра оформляется АПГКВКМ в 2-х
экземплярах.

По окончании погрузки судна оформляется фитосанитарный сертификат в
3-х экземплярах (1 - в банк, 1 - на судно, 1 - себе).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХЛЕБНАЯ ИНСПЕКЦИЯ (ГХИ)

Агентом судовладельца или фрахтователя заказывается комиссия, в которую
входят представители карантинной и ветеринарной служб, пограничники, ГХИ,
таможни.

Из фумигационной службы поступает телефонограмма (ТЛФГ). Производится
внешний осмотр груза, отмечаются подмочки. Качество определяется непосредственно
лабораторным анализом.

Груз досматривается потрюмно, после чего составляется акт предварительного
осмотра, который на судно не выдается. Образцы передаются в лабораторию,
в которой производится полный технический анализ. Результаты анализа сообщаются
телефонограммой агенту, экспедитору и в порт.

При несоблюдении требований ГОСТа согласно закону "О регулировании
внешнеторговой деятельности РФ" от 13.10.1995 г. (ст. 20 "Технические,
фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические
стандарты и требования в отношении ввозимых товаров; контроль качества
ввозимых товаров") оформляется анализная карточка, выдаваемая Торгово-промышленной
палате (ТПП) с рекомендациями об использовании обследованного груза, а
также с указанием, по каким показателям он не соответствует стандарту.
Нестандартный груз не инспектируется. Такой груз проходит затем экспертизу
ТПП. Заявку ТПП может подавать сам грузовладелец, которым может являться
иностранное юридическое или физическое лицо или экспедитор по выданной
первым доверенности.

Портовики (стивидор) согласовывают с судном (вторым помощником капитана),
по какому трюму производить грузовую обработку. Выделяется бригада.

После подачи ж.-д. вагонов они также осматриваются ГХИ на отсутствие
зараженности и загрязненности. Погрузка вагонов начинается только после
разрешения ГХИ.

Если груз тарно-штучный, то в процессе погрузки работники ГХИ отбирают
образцы продукции из разных мест, а сертификат качества оформляется на
каждый вагон. Если груз навалочный или насыпной, проба берется из бункера,
а сертификат качества выдается на группу вагонов. В последнем случае номера
вагонов указываются на оборотной стороне сертификата качества.

Сертификат качества оформляется представителями ГХИ, находящимися в
районе порта, в 3-х экземплярах: 1 (оригинал) прикладывается к перевозочным
документам, 1 (дубликат) передается в ТЭК порта (их забирает экспедитор
и предъявляет в таможню), 3-ий экземпляр (копия) остается в параходном
деле ГХИ.

Существует пять форм сертификата качества ГХИ - четыре по импорту и
одна по экспорту:

ь форма 1 (серого цвета)- для зерна,

ь форма 2 (розового цвета) - для муки,

ь форма 3 (желтого цвета) - для крупы,

ь форма 4 (голубого цвета) - для комбикормов,

ь форма 5 (зеленого цвета) - для всех хлебных грузов.

Все виды сертификата качества являются документами строгой отчетности.
В ГХИ ведутся:

>журнал регистрации судов; >параходное дело.

После отгрузки всех вагонов выводится средневзвешенное качество по судну
и оформляется партионный сертификат качества в 3-х экземплярах (2 через
экспедитора передаются грузополучателю, а 1 остается в делах ГХИ).

Документы, необходимые для инспектирования:

1) контракт со спецификацией,

2) фитосанитарный сертификат страны-экспортера,

3) сертификат соответствия (Госстандартам РФ и страны-экспортера),

4) справка о выработке продавца,

5) сертификат о происхождении (если есть),

6) фумигационный сертификат (если есть).

Сертификат качества оформляется только если клиент заключил договор
с ГХИ. Без сертификата качества таможня документы не принимает. Представителями
ГХИ в районе ведутся:

>журнал регистрации анализов, в котором указываются данные с сертификата
качества;

>журнал регистрации влажности, в котором указывается наименование
теплоходной партии без номеров или количества вагонов.

На анализы существуют ГОСТы РФ и стран СНГ.

ФУМИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА

Фумигация - обработка груза растительного происхождения ядовитыми газами
с целью уничтожения поразивших его вредителей и сохранения качества груза.

Обработка производится бромистым метилом (CH3Br - жидкость) или фосфином
(PH3 - таблетки). Обработка бромистым метилом производится без выселения
команды, фосфином - с выселением. Фумигационной обработке подвергаются
грузы, зараженные подкарантинными или некарантинными объектами.

Экспорт

Если ГХИ или карантинная служба определяют, что груз заражен, то выдается
предписание на его обеззараживание. Если грузополучатель не настаивает,
то фумигационная обработка может производиться не в порту отправления,
а в порту назначения. В контракте на куплю-продажу говорится об обязательном
или необязятельном обеззараживании.

Импорт

Фумигационная обработка производится по заявке экспедитора или агента.
После фумигации выдается фумигационный сертификат, оформляемый в 3-х экземплярах
(1 - получателю, 1 - отправителю, 1 - себе) и передаваемый через экспедиторов
или агентов.

При оформлении фумигационного сертификата в порту отправления выдается
инструкция по поведению в рейсе команды судна.

Если фумигация произведена в пункте отправления, то фумигационная служба
производит дегазацию груза. Фумигация и дегазация должны производиться
только на специально оборудованных причалах. Но из-за недостаточного наличия
таковых в отечественных портах она осуществляется, как правило, на рейде,
вследствие чего серьезной опасности подвергаются члены экипажа.

Большая часть инструктивных и нормативных материалов [1-7], которыми
руководствуются перечисленные подразделения в своей деятельности, была
издана еще в СССР и не ориентирована на специфику рыночных отношений на
товарных, сырьевых и транспортных рынках, вследствие чего вся работа ведется
по наитию, методом проб и ошибок, что не способствует достижению эффективности
функционирования логистических цепочек доставки грузов через морские порты.

Для согласованной деятельности ТПП, ГХИ, cанитарной, карантинной и фумигационной
служб, а также Центра Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), Центра стандартизации,
метрологии и сертификации (ЦСМС) и таможни, без документов которых невозможно
функционирование транспортной составляющей логистической цепочки доставки
товаров, в целях обеспечения беспрепятственного прохождения грузовых единиц
через пункты сопряжения железнодорожной и водной транспортных систем, каковыми
являются морские и речные порты, необходимо наличие координирующего органа,
который бы обеспечил их взаимодействие и взаимодополняемость, а также исключил
дублирование. В настоящее же время во избежание непроизводительных или
взаимопротивоположных по характеру действий данные организации вынуждены
самостоятельно разрабатывать и заключать между собой двусторонние соглашения,
носящие, порой, субъективный характер, не учитывающие в полной мере интересы
остальных элементов рассматриваемой системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветеринарная санитария на транспорте / М.П.Бутко, Т.А.Тарасенко,
И.Д.Шупляков, Н.П.Любаков. Под ред. М.П.Бутко.- М.: Агропромиздат, 1988.-
351 с.

2. Ветеринарное законодательство. Ветеринарный Устав Союза ССР, положения,
указания, инструкции, наставления и правила по ветеринарному делу. Под
общ. ред. А.Д.Третьякова В 6-ти томах.- М.: Колос, 1973.- 696 с. (1-ый
том).

3. Нормативные и справочные материалы по экспертизе товаров.-М.: Торгово-промышленная
палата СССР, 1979.- 96 с.

4. Качалов С.М. Приемка импортных товаров.- М.: Экономика, 1980.- 104
с.

5. Сборник руководящих материалов по карантину растений.- Ставрополь,
1996.- 324 с.

6. Инструкция заполнения сертификатов качества.- М.: Хлебопродукты,
1995.- 29 с.

7. Сборник инструктивных материалов по карантину растений. -Смоленск:
Министерство Сельского Хозяйства СССР, 1984.- 784 с.

-- МКТ -- www.transport.ru