- Transport on Line -

А.А.ЧЕБОТАЕВ, доктор технических наук, НЦКТП, Д.А.ЧЕБОТАЕВ, старший
менеджер Совтрансавто

В настоящее время в мире нет единых подходов и принципов формирования
логистических систем и технологий, хотя до 25% ВВП индустриального развития
стран формируется с их использованием.

Под логистикой ( логистическими технологиями) понимается деятельность
по эффективному управлению, планированию и обеспечению материальных и информационных
потоков. Цель логистики, ее функция заключается в эффективном товародвижении,
начиная от товаропроизводителя и кончая потребителем. В этом движении товара
важнейшую связующую роль играет транспорт, осуществляя прямые и смешанные,
а также технологические перевозки. Участвует транспорт и в технологических
перевозках внутри предприятий и фирм. Однако транспорт, участвуя в логистических
технологиях, выполняет свою обычную транспортную функцию.

В этом случае транспортные издержки или прибыль зарождаются и погашаются
непосредственно в самой транспортной отрасли. В логистической технологии
транспортные издержки могут, например, вырасти за счет увеличения сохранности
груза, а общие затраты на всей цепи товародвижения при этом снизиться.
Аналогичные колебания могут наблюдаться при получении и распределении прибыли.
На транспорте прибыль может быть ниже, однако итоговая прибыль по результатам
перемещения товара от начального до конечного пункта может вырасти. Вся
сложность распределения затрат, дохода или прибыли заключается в поиске
научнообоснованных методов распределения общих затрат или общей прибыли
между всеми участниками логистических технологий. Методологически эти вопросы
пока не решены.

Теоретически может существовать единая, интегральная технологическая
схема движения материального и информационного потоков, начиная от поступления
сырья, комплектующих материалов и кончая получением продукции конкретными
потребителями. Такие технологические системы из-за своей сложности встречаются
сравнительно редко и имеют 3-уровневую логистико-технологическую цепь.
Они могут применяться в условиях государственного управления товародвижением
или управления товарными потоками на уровне транснациональных компаний,
других крупных финансово-промышленных групп и фирм.

На практике встречаются цепи значительно меньшей длины. Общая логистическая
цепь производства, движения и потребления товара, находясь на первом уровне,
разделена на логистические функции снабжения и запасов, технологического
процесса самого товаропроизводства, распределения и потребления товара.
Каждая из этих функций для отдельных фирм и предприятий может быть самостоятельным
объектом управления в товародвижении.

Вместе эти технологические функции составляют полный цикл простого или
расширенного воспроизводства любого товара в любой товаропроизводящей отрасли
народного хозяйства.

Цепи первого уровня делятся на логистические цепи меньшей сложности
и меньшей длины второго уровня, а именно: тра-нспортно-снабженческие, транспортно-складские,
транспортно-терминальные, транспортно-технологические, транспортно- распределительные
и др. Логистические цепи второго уровня являются на практике наиболее широко
распространенными. Они также могут выступать самостоятельными объектами
управления. Логистические цепи третьего уровня характеризуются отдельными
функциональными операциями, которые редко выступают самостоятельными в
управлении элементами товародвижения, например, складирование, погрузка,
формирование и расформирование пакетов, погрузочно-разгрузочные операции,
перевозка в прямом или смешанном сообщении, управление распределением товара
и др. На каждом из трех уровней логистических технологий существует электронный
обмен данными, несущими информацию о товаре, а также правовую, финансовую
и др.

На основании разработанной схемы движения материального и информационного
потоков, изучения различной длины логистических технологий с использованием
принципов системного анализа впервые предложена 4-уровневая иерархическая
структура логистической системы (см рисунок).

Первый уровень (I) включает виды потоков и их эффективность, второй
уровень (II) характеризуется измерителями (параметрами) потоков и их интенсивностью,
третий уровень (III) определяет общую структуру потоков и четвертый уровень
(IV) представляет собой набор элементов материальной и информационной базы
логистических систем, а также включает соответствующие критерии оценки.

На первом уровне логистической системы находятся три составляющих: материальный,
сопровождающий его информационный и управленческий потоки. Взаимоотношения
товаропроизводителя и транспорта с отдельными потребителями характеризуются
определенной эффективностью оказывающих услуг.

На втором уровне материальный поток делится на два вида его измерителей:
массу и количество. Интенсивность потока определяется величиной этого потока
в определенную единицу времени. Информационный и управленческий потоки
на втором уровне логистической системы характеризуются количеством документов
(например, грузовые накладные, международный стандарт обмена данными ЕДИФЭКТ,
распоряжения за определенный период времени). Электронный обмен данными
может быть обеспечен с помощью компьютерных систем по которым может передаваться
любая информация, включая правовые, таможенные, финансовые документы. На
втором уровне эффективность определяется критериями (показателями) оценки.

Третий уровень логистической системы характеризуется структурой потоков
от производителя к потребителю товара, а также всеми элементами перевалки,
хранения и перевозки. Информационный и управленческий потоки на третьем
уровне материализуются в различные виды интегральных управляющих центров,
подразделений, отделов. Это могут быть глобальные, международные или государственные,
а также региональные логистические центры управления товародвижением. Очевидно,
что такие логистические центры могут быть организованы только государственными,
региональными структурами, транснациональными корпорациями или финансово-промышленными
группами. Логистические центры могут быть местными, отраслевыми, фирменными
или видовыми (одного товара). Для управления логистическими цепями малой
длины могут использоваться более упрощенные подсистемы, отделы логистики.

Обязательным условием эффективного функционирования интегрированных
логистических технологий является компьютеризация товаропроизводителя,
транспорта и потребителя. Они должны быть объединены в единую коммуникационную
сеть. Функционально логистические центры управления (отделы, подразделения)
могут быть организованы по различным схемам для: товаропроизводителя, потребителя,
транспорта или независимых фирм логистического обслуживания (например,
на юридически самостоятельных терминалах). Сюда включаются все каналы,
включая космический, прямой и обратной связи электронного обмена данными
между товаропроизводителем, потребителем и транспортом или терминалом общего
пользования. Экономико-математическое обеспечение в виде моделей и программ
управления движением потока, является неотъемлемой частью информационного
потока. Для подготовки и переподготовки кадров (инженеров-логистов) должны
быть предусмотрены обучающие программы. Между информационным и управленческим
потоками, с одной стороны, и материальным потоком, с другой, существует
обратная связь.

Поскольку логистические технологии требуют интегрального подхода к товародвижению,
то оценивать эффективность логистических цепей необходимо с помощью общих
натуральных и стоимостных критериев. В качестве натуральных критериев предлагается
определять логистический индекс замедления движения потока, коэффициент
риска поставок и др. Стоимостным критерием оценки должно являться долевое
участие производителя, потребителя, транспорта или другого участника логистических
технологий в затратах, прибыли или доходах, исходя из того, что сумма их
долей в итоге всегда должна составлять 100%. Аналогичным образом определяется
суммарный интегральный логистический коэффициент рентабельности.

Условиями функционирования логистических центров управления товародвижением
следует считать свободный рынок транспортных услуг, отсутствие дефицита
на товары и услуги, дерегулированная экономика в сфере товародвижения.

Для реализации в России эффективного товародвижения необходимо разработать
федерально-региональную программу с обоснованием размещения логистических
центров управления.

-- МКТ -- www.transport.ru