- Transport on Line - hiltunen.htm

(Из выступления на конференции «АСМАП-96» специалиста отдела делового
сотрудничества и услуг АСМАП Алексея БЕЛЯКОВА)

Перевозчики постоянно обращаются в секретариат АСМАП с вопросами: Что
включает в себя понятие ЕВРО 2? В какие страны разрешен въезд на автомобилях
"МАЗ" и "КамАЗ"? Что включает в себя понятие "зеленый
и безопасный грузовик"? Какие ограничения по массам и габаритам транспортных
средств действуют в зарубежных странах?

Немного предыстории. После окончания 2-й мировой войны, на заре развития
международных перевозок, в 1 958 году в Женеве было принято Соглашение
о единообразных условиях утверждения и признания предметов оборудования
и частей механических транспортных средств. В рамках этого Соглашения была
создана рабочая группа, которая должна обеспечить соответствие транспортных
средств единым требованиям Правил, приложенных к Соглашению.

Наша страна присоединилась к этому Соглашению в 1987 году, что обусловило
введение в СССР Сертификации транспортных средств. В настоящий момент Рабочей
группой выработано более 90 правил, в том числе по дымности, выбросам загрязняющих
веществ и внешнему шуму. Подписав соглашение о присоединении, наша страна
обязана соблюдать принятые правила. Рассмотрим те правила, которые волнуют
перевозчиков прежде всего.

Правило М5 49 представляет собой ограничения по токсичности отработавших
газов двигателей и предназначено прежде всего для производителей автомобилей.
Динамика ужесточения этих требований представлена на Рис.1.

В нашей стране существует ГОСТ на дымность и ОСТ на токсичность по дизельным
двигателям, который датирован 1 98 1 годом и не менялся до настоящего времени.
Чтобы получить реальные данные по токсичности, были произведены замеры
и полученные результаты сведены в таблицу 1 . Из таблицы видно, что наши
"МАЗы" и "КамАЗы", а их доля в общем парке составляет
соответственно 33% и 11%, на настоящий момент по многим параметрам не соответствуют
европейским нормам ЕВРО 2.

Автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действуют
на момент его производства. Следовательно, если автомобиль выпущен в 1990
году, он должен удовлетворять требованиям, вступившим в 1988 году, т к.
именно они действовали в тот момент. Если фирма приобретает новый автомобиль
в 1996 году, то он должен соответствовать требованиям ЕВРО 2.

Правило N51 представляет собой ограничения шумности автомобилей общей
массой более 3,5 тонн и зависит от категории автотранспортного средства
по мощности двигателя. Из таблицы 2 видно, что начиная с 1995 года ужесточились
требования по шумности , которые составляют 90 дБА для автомобилей, мощность
двигателя которых превышает 150 кВт. Такие грузовики имеют специальную
маркировку - буква - в зеленом кружке. В нашей стране существует ГОСТ на
шумность внутри кабины автомобиля выпуска до и после 01.01.91 . Для кабины
со спальным местом выпуска после 01.01.91. ограничение составляет 80 дБА.

Что же такое ЕВРО 2? Это требования для производителей автомобилей по
ограничению токсичности отработавших газов, иногда сюда приписывают и нормы
шумности, т к, дата вступления новых Правил по шуму также - 01.10.96. Но
шумность - это отдельное требование, и его нельзя относить к ЕВРО 2.

Большинство стран ввели дополнительную квоту разрешений на 1997 год
для "зеленых и безопасных грузовиков".

Что представляет собой "зеленый и безопасный грузовик"? Это
автомобили и прицепы, которые удовлетворяют следующим требованиям:

- автомобиль соответствует ЕВРО 2:

- автомобиль соответствует требованиям по внешнему шуму, вступающим
в действие с 01.10.96

- автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора
2 мм, боковое защитное устройство, световые указатели поворотов, предупреждающий
аварийный треугольник красного цвета;

- автомобили должны использовать тахограф;

- автомобили должны иметь ограничитель скорости;

- автомобили большой длины и грузоподъемности должны иметь световозвращающие
задние опознавательные знаки;

- автомобили должны быть оборудованы ABS;

- автомобили должны иметь рулевое управление в соответствии с принятыми
Правилами;

- автомобили должны выполнять требования теста, проводимого на пригодность
к эксплуатации, в особенности по дымности и по работе тормозов.

Этот тест должен проводиться раз в год и подтверждаться соответствующим
сертификатом.

Теперь несколько слов о весах и габаритах транспортных средств. Транспортное
средство прежде всего должно удовлетворять требованиям той страны, где
оно зарегистрировано. Кроме того, транспортное средство, осуществляющее
перевозки в страны Европы, должно удовлетворять требованиям, предъявляемым
там международному транспорту.

Таким образом, ЕВРО 2 - это требования по токсичности двигателей, которые
необходимо соблюдать производителям автомобилей.

На автомобиле "МАЗ" можно осуществлять рейсы за рубеж, при
условии если он в исправном техническом состоянии. "МАЗ" должен
удовлетворять требованиям по токсичности и шуму на момент его выпуска,
и завод-изготовитель обязан соблюдать эти требования.

"КамАЗ" не пригоден для международных перевозок из-за малой
мощности своего двигателя. И хотя многие перевозчики продолжают ездить
на "КамАЗах" в Европу, все чаще дорожные службы этих стран стараются
"придраться" к водителям этих грузовиков, чтобы не впускать "КамАЗ"
в свою страну по экологическим соображениям.

"Зеленый и безопасный грузовик" - это грузовик, который удовлетворяет
вышесказанным требованиям и имеет соответствующий сертификат.

Перевозчики прежде всего должны соблюдать национальные требования по
ограничению габаритов и масс транспортных средств, а затем требования стран,
через которые проходит маршрут.

При покупке новой техники, будь то тягач, грузовик, прицеп или полуприцеп,
необходимо прежде всего требовать у продавца Сертификат соответствия или
одобрения типа транспортного средства.

Если вы уже решили покупать автомобиль и готовы к подписанию контракта,
необходимо прежде всего составить правильную спецификацию. В контракте
должен быть указан тот тип двигателя, который вы заказываете. На сегодняшний
день для осуществления международных перевозок это должен быть двигатель,
соответствующий нормам ЕВРО 2. Рекомендуемая мощность при действующих условиях
эксплуатации должна быть 400 - 420 л.с.

Необходимо заказывать грузовик малошумного исполнения, т.е. имеющий
на корпусе значок "L" в зеленом кружке и сертификат.

В условиях ограничения габаритов и масс транспортного средства следует
стремиться к увеличению полезной нагрузки, снижению собственного веса автопоезда
- выбирать более легкий подвижной состав. Также надо снижать нагрузки на
ось - этого можно достигнуть за счет увеличения количества осей, т. е.
применяя комбинацию 3+3. Чтобы не превышать габариты по длине, необходимо
заказывать правильную спецификацию седельного тягача, которая по размерам
в сцепке будет входить в стандарты Европы - 16.5 м.

ОТ РЕДАКЦИИ. На последнем заседании технической
комиссии Международного союза автомобильного транспорта уже обсуждался
вопрос об увеличении длины автопоезда до 25,5 м. Предполагается применение
грузовиков с прицепом и полуприцепом с подкатной тележкой комбинаций: тягач
+ полуприцеп + прицеп; тягач + полуприцеп + полуприцеп с подкатной тележкой.

В нашей стране сейчас готовятся документы,
которые будут более точно определять габариты и массы транспортных средств
в зависимости от межосевых расстоянии.