- Transport on Line -
К.В. Холопов, доктор экономичкских наук
В апреле 1997 г. во вре- мя деловой поездки в Приморье и на Дальний
Восток Первый вице-премьер Правительства России Б.Е.Немцов был крайне озабочен
состоянием транспортной инфраструктуры региона.
Главной транспортной артерией Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающей
связи с Европейской частью России, была и остается Транссибирская железнодорожная
магистраль, столетие существования которой было отмечено в 1991 г. Однако
за последние десять лет объемы железнодорожных перевозок по магистрали
упали вдвое. Создалась угроза обособления региона, значительно ухудшилась
социальная атмосфера.
Восстановить прежние грузопотоки можно по направлениям перевозок — внутрироссийские,
внешнеторговые и транзитные перевозки. Первые сократились более чем в два
раза, третьи — более чем в 4 раза.
Проблема возрождения транзита по Транссибирской магистрали является
для России приоритетной. Проект Федеральной программы был разработан коллективом
под научным руководством автора данной статьи.
I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Российская транспортная система обладает огромным экспортным потенциалом,
являясь важнейшей составной частью международной торговли товарами и услугами
между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Географическое положение России обусловливает особую роль отечественных
железных дорог как связующего звена между транспортными системами Европы
и Азии. Это создает хорошие предпосылки для привлечения транзитного грузопотока
и увеличения валютных поступлений.
Важная роль в транзитных перевозках грузов принадлежит Транссибирской
магистрали, технические возможности которой, по данным Всемирной ассоциации
экспортно-производящих зон, позволяют освоить до 30% контейнерного потока
в Европу из стран АТР, т.е. почти 1 млн. контейнеров в год.
Однако сложности переходного периода в экономике России, усиление конкуренции
со стороны морских перевозчиков и появление новых альтернативных Транссибирской
магистрали сухопутных маршрутов вызвали снижение объемов перевозок в международном
сообщении через территорию России. Так, объемы перевозок грузов международного
транзита в контейнерах на Транссибирском направлении сократились со 138,5
тыс. единиц в 1981 г. до 22,0 тыс. единиц в 1996 г. Соответственно уменьшились
и валютные поступления в бюджет.
Дальнейшее сокращение объема перевозок по Транссибирской магистрали
может привести к обособлению восточных регионов страны от ее европейской
части, снижению занятости и миграции трудоспособного населения из регионов
Сибири и Дальнего Востока, ускоренному старению основных производственных
фондов.
Существующая транспортная инфраструктура Транссибирской магистрали позволяет
иметь хорошие предпосылки для увеличения перевозочной работы и привлечения
новых грузопотоков.
Сложившиеся тенденции торгово-экономических взаимоотношений между странами
Европы и АТР свидетельствуют о потенциальной возможности значительного
увеличения (в 4—5 раз против 1996 г.) объемов транзитных перевозок в контейнерах
по Транссибирской магистрали. Однако этот поток может уйти на конкурентные
направления, минуя территорию России.
В условиях настоящего времени новая Трансазиатская железная дорога становится
серьезным конкурентом Транссибирской магистрали, и Российские железные
дороги могут понести значительные убытки за счет переключения перевозок
на новую магистраль.
В последнее время со стороны Казахстана и Китая ведется активная пропаганда
нового Евроазиатского направления к китайским портам на Тихом океане в
связи с открытием для международного сообщения пограничного перехода Дружба
— Алашанькоу. По инициативе Казахстана в мае 1997 г. в Алма-Ате проводилась
Международная конференция, основным вопросом которой было рассмотрение
проблемы Евроазиатских транспортных коридоров и в первую очередь железнодорожного
сообщения, проходящего через пограничный переход Дружба.
Разрабатывается новый транспортный коридор, который начинается в порту
Ляньюнган в Китае, далее следует через переход Дружба в Казахстан, Узбекистан,
Туркменистан, Азербайджан и заканчивается в порту Поти (Грузия). С использованием
морского участка Поти — Ильичевск направление выходит на Украину и далее
на европейские страны, полностью минуя территорию России. С этим коридором
увязывается вновь построенная железнодорожная линия Теджен — Серахс — Мешхед
(Туркменистан, Иран), которая открывает выход к порту Бендер-Аббас в Персидском
заливе и через Турцию в Европу.
В последние годы значительно увеличились объемы взаимной торговли стран
СНГ (особенно в Центральной Азии) с Японией и другими странами АТР. В этой
связи требуется создание необходимых условий для направления этих грузопотоков
на Транссибирскую магистраль.
Основными причинами, сдерживающими рост транзита, являются:
— отсутствие должной координации действий российских морских, железнодорожных
и автотранспортных перевозчиков, портов, экспедиторов;
— монопольное положение отдельных участников транспортного процесса
(порт Восточный, Дальневосточное морское пароходство, железные дороги);
— высокая цена перевозки за счет необоснованно завышенных ставок в морском
транспорте, при перевалке грузов в портах, а также из-за таможенных и пограничных
сборов и налогов, не имеющих аналогов в мировой практике;
— недостаточность существующей нормативной и законодательной базы в
обеспечении перевозок грузов международного транзита с участием различных
видов транспорта;
— отсутствие института операторов смешанной перевозки и страхования
российскими страховыми компаниями грузов международного транзита на всем
пути следования;
— неразвитость инфраструктуры и недостаточность информационного обеспечения
для организации комбинированных перевозок.
Решить проблемы привлечения дополнительных объемов грузов международного
транзита на Транссибирскую магистраль и российские морские порты на Дальнем
Востоке возможно без существенных бюджетных капитальных затрат.
II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Целью Федеральной программы поддержки транзитных перевозок с использованием
Транссибирской магистрали является создание условий для реализации имеющегося
потенциала российских транспортных систем и решения социально-экономических
проблем Сибири и Дальнего Востока.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным методологическим принципом Программы является создание действенного
механизма, который на основе сочетания российской федеральной законодательной
системы и законов рыночной экономики позволил бы привлечь на российские
железные дороги, порты и автомобильный транспорт грузы международного транзита
при условии минимальных инвестиций со стороны Российского государства.
IV. СТРУКТУРА И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Вопросы международной координации
процесса перевозки
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
— Ускорить разработку нормативно-законодательной базы, создающей режим
беспрепятственного пропуска грузов международного транзита через территорию
России, в связи с предстоящим вступлением России со Всемирную торговую
организацию.
— Создать правовую основу деятельности российских операторов и экспедиторов
смешанных перевозок, соответствующую правилам и нормам, применяемым в мировой
практике.
— Предусмотреть обязательную процедуру страхования грузов международного
транзита российскими страховыми компаниями по льготным ставкам на всем
пути следования.
— Разработать и внедрить логистические системы эффективного продвижения
транзитного грузопотока по территории России.
2. Создание специальных структур для организации интермодальных перевозок
— Создать институт уполномоченных федеральных операторов смешанных транзитных
перевозок по координации нескольких видов транспорта, несущих ответственность
на всем пути следования транзитного груза.
— Разработать комплекс мер по обучению организации международных транзитных
перевозок в системе логистического процесса внешней торговли между странами
АТР и Европы.
3. Вопросы маркетинга
— Обеспечить эффективную макетинговую, в первую очередь рекламную, деятельность,
стимулирующую экспорт транзитных услуг.
— Обеспечить подготовку и предоставление МПС России и Минтрансу России
на основе таможенной статистики достоверной информации о перевозках через
территорию России грузов международного транзита с указанием стран заождения
и погашения грузоотоков, пунктов пересечения российской границы, видов
транспорта и номенклатуры грузов.
— Оказывать содействие российским перевозчикам и операторам смешанных
перевозок за рубежом в их деятельности по привлечению транзитных грузопотоков.
— Разработать в рамках Координационного Совета по Транссибирской магистрали
комплекс эффективных мер по привлечению и обеспечению перевозок грузов
международного транзита.
Вопросы внутригосударственной координации
1. Проведение антимонопольной политики на государственном уровне в отношении
всех субъектов процесса транзитных перевозок
— Ввести государственное регулирование деятельности морских торговых
портов, являющихся естественными монополиями, путем выкупа контрольных
пакетов акций портов, в первую очередь портов Восточный, Находка и Санкт-Петербург.
— Пересмотреть ранее принятые Правительством СССР соглашения в отношении
Дальневосточного морского пароходства с целью подключения флагов иных морских
перевозчиков и ликвидации монопольного положения Дальневосточного морского
пароходства.
2. Тарифная политика
— Пересмотреть в сторону уменьшения существующие ставки на переработку
транзитных грузов в морских портах.
— Подготовить предложения по формированию конкурентоспособных сквозных
ставок на всем пути следования грузов международного транзита (с использованием
Транссибирской магистрали).
— С целью привлечения потоков транзитных грузов установить единый уровень
ставок на перевозки грузов в сообщении стран АТР со странами Западной Европы,
СНГ и Балтии, конкурентоспособных ставкам морского транспорта и альтернативных
железнодорожных маршрутов (в том числе ставкам Трансазиатской магистрали).
3. Налоговая политика
— С целью создания условий, соответствующих международной практике экспорта
транспортных услуг, отменить начисление налога на добавленную стоимость
на провозную плату при таксировке грузов международного транзита.
4. Таможенные пошлины и пограничные сборы
— Упростить порядок оформления транзитных грузов на территории России,
в том числе отказаться от требования обязательного предъявления документов,
раскрывающих стоимость перевозимых товаров.
— Отменить взимание таможенных сборов на грузы международного транзита,
противоречащих международной практике и существующим процедурам.
— Отменить внесение залога на подакцизные товары, следующие транзитом
по территории России.
— Воздержаться от введения положения о взимании пограничного сбора с
транспортных средств, участвующих в перевозке транзитных грузов через территорию
России.
5. Развитие и модернизация инфраструктуры, повышение качества услуг
— Обеспечить финансирование и завершение строительства моста через р.
Амур в районе Хабаровска.
— Продолжить модернизацию пограничных, предпортовых и портовых станций,
обеспечить оснащение современной техникой контейнерные терминалы в регионах
Урала, Сибири и Дальнего Востока, перерабатывающих 40-футовые контейнеры.
— Открыть пограничный железнодорожный переход Махалино — Хуньчунь для перевозки
грузов международного транзита с осуществлением погранично-таможенных операций
по временной схеме.
—Ускорить разработку и внедрение современных информационных систем слежения
за продвижением грузов международного транзита, включая оптико-волоконную
связь и спутниковую навигационную систему.
— Ускорить внедрение специализированных платформ на модернизированных
вагонных тележках, позволяющих повысить скорость движения прямых контейнерных
поездов до скорости пассажирских.
— Разработать конструкцию и организовать производство нового типа подвижного
состава для перевозки большегрузных контейнеров в два яруса с целью снижения
себестоимости и уровня тарифов при перевозках грузов по Транссибирской
магистрали.
— Обеспечить надлежащую охрану грузов на маршрутах следования международного
транзита без повышения стоимости перевозок.
По каждому разделу и пункту проекта Федеральной программы предусмотрен
план мероприятий, обеспечивающий реализацию Программы, и определены ведомства,
ответственные за их реализацию. Наибольшую нагрузку несут МПС РФ и Минтранс
РФ. В качестве соисполнителей по соответствующим разделам названы: Минэкономики
РФ, МИД РФ, МВЭС РФ, Минфин РФ, Минюст РФ, ГТК РФ, Антимонопольный комитет
РФ, Госкомимущество РФ, Госналогслужба РФ, Федеральная пограничная служба
РФ, а также страховые компании по поручению Правительства РФ. Реализация
Программы намечена по конкретным срокам не позднее 1998 г. Большая часть
задач, поставленных Программой, должна быть решена в текущем году.
Проект Федеральной программы привлечения транзитных грузопотоков на
Транссибирскую магистраль был вручен Первому вице-премьеру Правительства
России Б.Е. Немцову 11 июня в г. Владивостоке.