Тайные маршруты

Проекты строительства автострад засекретят

Платные дороги в России будут строиться в обстановке строжайшей секретности, заявил в минувшую пятницу вице-премьер Сергей Иванов на совещании в Уфе. "Стоит только сказать, где мы будем их строить, там сразу начинается масштабная скупка земли", - посетовал он. Девелоперы восприняли намерения правительства с пониманием, но заметили, что с секретностью слишком усердствовать не стоит.

Опасения правительства на этот счет небеспочвенны. В прошлом году самым известным прецедентом использования правительственной информации в коммерческих целях стала скупка земель вокруг еще не построенной скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Проект строительства дороги, протяженность которой составит около 650 км, вызвал ажиотаж еще на стадии проектирования. В частности, значительные участки вдоль трассы были скуплены "Открытыми инвестициями", подконтрольными "Интерросу", и группой АСТ, принадлежащей Тельману Исмаилову и Зараху Илиеву. По некоторым данным, было скуплено свыше 7 тыс. га наиболее ликвидных участков, на которых предполагается разместить придорожную инфраструктуру. Инвесторы не скрывали, что вкладываются в землю не только для строительства, но и для извлечения дохода из роста ее стоимости в долгосрочной перспективе.

Именно такого рода информацию, судя по всему, правительство предполагает приравнять к гостайне. "Эту информацию нужно хранить как секреты Генштаба", - выразил уверенность вице-премьер Сергей Иванов. Девелоперы восприняли идею правительства с пониманием. "Но переусердствовать с секретностью тоже нельзя. Привлекать девелоперов все равно придется, чтобы не получилось, что трассу проложат в чистом поле, без каких-либо инфраструктурных объектов", - заметил РБК daily коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов. Эксперт уверен, что рано или поздно информация о планах правительства все равно попадет в информационное пространство и станет доступной для бизнес-структур. "В любом случае она повлияет на ценообразование, причем не только там, где трасса будет строиться, но и там, где она улучшит движение по транспортным развязкам", - говорит г-н Белоусов.

Эксперты рекомендуют властям избегать ситуации, которая сложилась со строительством олимпийских объектов в Сочи. "Генплан строительства еще не был утвержден, а цена на землю взлетела до предела, и государству самому пришлось выкупать участки по баснословным ценам. Власть сама создала для себя невыгодную ситуацию", - напоминает коммерческий директор Capital Group. Он убежден, что необходимо регламентировать такие ситуации на законодательном уровне. "Возможно, надо резервировать земли или вводить законодательно запрет на торговлю землей там, где предполагается строительство", - предлагает эксперт.