Архангельская область упустила шанс на создание портовой ОЭЗ

АРХАНГЕЛЬСК, 22 июня. Архангельская область не подавала заявку на создание портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). Об этом заявил руководитель представительства областной администрации при правительстве РФ Александр Мирелли.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе представительства, чиновник отметил, что ближайшие возможности по созданию ОЭЗ уже упущены. «Первый конкурс на создание портовых ОЭЗ состоялся весной прошлого года, однако Архангельская область по какой-то неизвестной мне причине не подала заявку на участие, и теперь, в связи с кризисом, никто не берется сказать, когда будет следующий шанс», — отметил Мирелли.

В итоге, по его словам, победителями стали Ульяновская, Красноярская области и Совгавань.

По мнению Мирелли, развитие портовой особой экономической зоны открыло бы отличную перспективу для Архангельской области в плане освоения Арктики. В настоящее время существует возможность создания ОЭЗ на территории одного из глубоководных портов Северо-Западного региона России – либо Мурманской либо Архангельской области. Однако у Архангельской области есть свои преимущества, которые дают ей большие шансы на создание ОЭЗ. В частности, территория глубоководного порта, в отличие от Мурманского, полностью свободна. В Архангельской области лучше развита транспортная инфраструктура, имеется двухполосная железнодорожная магистраль, в отличие от однополосной в Мурманской области. Дополнительным стимулом для создания здесь ОЭЗ может стать перспектива развития проекта «Белкомур».

В настоящее время в России развивается 15 особых экономических зон. В соответствии с положениями федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в стране могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Объем заявленных частных инвестиций на сегодняшний день составил более 140 млрд рублей. В развитие инфраструктуры ОЭЗ вложено более 34 млрд рублей госсредств.

Добавим, что проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» является частью федерального транспортного проекта «Восток – Запад». Железная дорога пройдет через Пермский край, Республику Коми и соединит регионы Сибири и Урала с северными портами, сократив путь на 800 км. Строительство пути началось в 1996 году, но из-за нехватки финансирования оно приостановлено в 2002 году. Для строительства магистрали необходимо инвестировать от 30 до 100 млрд рублей.

Строительство глубоководного морского порта под Архангельском увязано с проектом строительства железнодорожной ветки «Белкомур». По прогнозу, порт на первом этапе строительства сможет переваливать 15-20 млн тонн грузов, в дальнейшем ожидается выход на перевалку до 50 млн тонн. По предварительным оценкам, для строительства нового порта и дорог потребуется около 2 млрд рублей.