Судостроители ждут решений правительства по модернизации верфей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 июня. Российские судостроители надеются, что правительство РФ к концу 2009 года примет окончательное решение о том, как будут развиваться судостроительные комплексы. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом сегодня сообщил журналистам генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров.

«Мы надеемся, что в этом году завершится обсуждение и будет принято принципиальное решение. От этого будет зависеть, какой проект и какая площадка будет развиваться первой», — пояснил он, уточнив, что в настоящее рассматривается в комплексе развитие северодвинских, петербургских и дальневосточных судостроительных мощностей.

Гендиректор отметил, что, к примеру, у «Адмиралтейских верфей» сейчас есть два варианта развития мощностей.

«Собственный план развития завода ясен и понятен», — сказал Александров. По его словам, этот план предусматривает, в частности, передачу площадки Новоадмиралтейского завода. Уже подписан соответствующий протокол между городским правительством и «Адмиралтейскими верфями»: «Мы уступаем 16 га земли на платной основе, и эти деньги направляем в развитие производства на левом берегу реки Фонтанки». Таким образом, подчеркнул гендиректор верфей, вопросы, связанные со строительством не атомных подводных лодок и морской техники решаются нормально.

В то же время, указал Александров, более сложный вопрос — это развитие площадки транспортного судостроения, который необходимо решать в диалоге с властями Петербурга, министерством промышленности и торговли РФ. «Как поступить? Либо мы модернизируем наше производство под строительство 5-6 крупнотоннажных судов в год, либо запускаем строительство нового крупного судостроительного комплекса на острове Котлин (город Кронштадт)», — сказал Александров. По его словам, если стоимость первого варианта оценивается в $600 млн, то второго — 65 млрд рублей (около $2,1 млрд).

В любом случае, отметил он, необходим решить много вопросов как на уровне города, так и на уровне федеральных властей. Так, в частности, заметил гендиректор, в настоящее время ведутся переговоры с городским правительством о будущем территории, на которой расположены «Адмиралтейские верфи», поскольку договор об использовании земель под промышленные нужды действует до 2024 года. «Что будет после 2024 года, — не понятно», — констатировал он.

«Есть мнение, что судостроительная площадка не должна находится в центре города, находясь в 2,5 км от Дворцовой площади, перерабатывать десятки тысяч тонн стали и работать с опасными материалами — это не лучший вариант. Мы с пониманием относимся к этому», — сказал Александров. Однако, по его словам, подобная неопределенность вызывает много вопросов, в том числе о целесообразности инвестирования и модернизации.

Другой вариант — строительство верфей в Кронштадте — тоже пока открыт. Говоря о втором варианте, гендиректор верфей отметил, что в рамках этого проект предусматривается строительство двух сухих доков (500 на 85 м) и комплекса по обработке стали.

«Все определяется количеством обрабатываемой стали. На первом — 100 тыс. тонн, на втором — 200 тыс. тонн стали. Это позволить строить в год примерно 15 судов водоизмещением 70, 100, 200 тыс. тонн. Причем это могут быть танкеры арктического класса, газовозы, огромные контейнеровозы, даже в строительство авианосцев», — подчеркнул Александров.

По его словам, «на новой верфи можно будет строить и авианосцы». «К примеру, на «Выборгской верфи» строить авианосцы не реально, поскольку — это частный капитал», — пояснил гендиректор. При этом он сообщил, что сейчас Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ведет переговоры с Samsung о перспективах взаимного сотрудничества в рамках этого проекта.

ОАО «Адмиралтейские верфи» — одно из ведущих судостроительных предприятий России, успешно работающее на российском и мировом рынках. Предприятие основано Петром Великим в 1704 году в Санкт-Петербурге как главная судостроительная верфь России. Здесь зарождались традиции строительства передового парусного флота, современных подводных аппаратов, легендарных броненосных кораблей — от всемирно известной «Авроры» до современных танкеров «ледового» класса. Со стапелей предприятия сошло более 2 тыс. 600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русские пароходы, линкоры, и крейсеры, в том числе более 300 подводных лодок.