Основное препятствие для развития портов - РЖД

Грузооборот морских торговых портов РФ увеличился в 2005 г по сравнению с 2004 г, на 11,8% до 406,972 млн.т.; в том числе, сухих грузов было переработано более 173 млн.т. (+10%), наливных - 233,7 млн.т. (+13%). Об этом сообщает Ассоциация морских и торговых портов.

Как отмечается в сообщении, наибольшую динамику роста в 2005г. продемонстрировал Северо-западный регион. Грузооборот портов бассейна составил более 178,4 млн.т., увеличившись на 17,9 %. Порты Северо-запада переработали более 71,7 млн.т. сухих грузов (+9 %) и 106,7 млн.т. наливных грузов (+24,7 %). Доля региона в общем объеме перевалки выросла до 44 %.

Суммарный грузооборот портов Южного бассейна превысил 159 млн.т.(+11,7%), из которых 46,9 млн.т. (+29%) пришлось на сухие грузы, 112 млн.т. (+5,7%) - на наливные. Доля бассейна в суммарном грузообороте российских портов составила 39%.

Также отмечается, что ведущим портом в регионе остается Новороссийский порт, стивидоры которого в 2005 г увеличили грузооборот на 15,7% до 113,3 млн.т., из них 26,6 млн.т. (+30,9%) составили сухие и 86,7 млн.т.(+11,7%) наливные грузы.

На долю Новороссийска пришлось свыше 70% от общего грузопотока региона. Вторым крупным портом региона является Туапсе: объем перевалки порта в 2005г. вырос на 5,7% и превысил 21,3 млн.т., из которых 6,6 млн.т. (+21%) составили сухие грузы; объем перевалки налива в Туапсе остался на уровне 2004г. - 14,7 млн.т..

Незначительное снижение суммарного грузооборота показали порты Дальневосточного бассейна: в 2005г. здесь переработано 69,49 млн.т. грузов, что на 1,1% ниже результата 2004г. Снижение произошло за счет уменьшения объемов переработки сухих грузов на 1,5%. Всего порты Дальнего Востока России перегрузили 54,5 млн.т. сухогрузов и 14,9 млн.т. налива (+0,3%). Доля бассейна составила в 2005 г 17%.

Ведущими портами региона являются Восточный там было переработано 20,2 млн.т. грузов; Владивосток - 14,1 млн.т.; Находка - 14 млн.т.. Стивидорные компании порта Ванино увеличили грузооборот на 22% до 11,5 млн.т.

К сожалению, АСОП, передавая в информагентства, в данном случае в ПРАЙМ-ТАСС, суммарные итоги работы своих членов, не делает выводов, по какой причине выросли или упали грузопотоки и не сообщает, какой грузопоток был двигателем, а какой тормозом роста стивидорной отрасли.

В принципе, ИАА SeaNews в своем еженедельном бюллетене SeaNews Weekly уже практически полность описало все грузопотоки. И вывод для портов только один. Там где доставка груза связана с автотранспортом или трубопроводом, порты растут, где все завязано на ОАО "РЖД" ситуация обратная.

Простой пример, в суммарном грузообороте самый быстрый рост продемонстрировали контейнерные грузы. На втором месте нефть и нефтепродукты. Однако там где эти грузы доставляются по железной дороге ситуация выглядит иначе. Крупнейший контейнерный терминал на Дальнем востоке, ВМКС, вырос всего на 1,25%. И так по всем позициям.

Если в Большом порту Санкт-Петербурга контейнеры завозятся автотранспортом, то и рост показан в 44%. Или нефть Приморска почти выросла до запланированных 60 млн.т., только потому, что шла по трубе. А вот в ОАО "Восточный порт" было перегружено более 15,5 млн.т., что составляет 94% от уровня грузопереработки прошлого года. Снизился и оборот Владивостока.

И таких примеров негативного влияния ОАО "РЖД" на развитие портов еще очень много.