"Метеорам" ищут замену

СЗП обновляет пассажирский флот

ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП) разрабатывает проект принципиально нового скоростного пассажирского судна глиссирующего типа, которое в перспективе заменит во флоте компании "Водоходъ" (100-процентная структура СЗП) суда класса "метеор". На первом этапе планируется заказать восемь таких судов на общую сумму около 12,5 млн евро. В дальнейшем объем заказа может быть расширен до 100 млн евро. Сейчас ведутся проектные работы, уже через полгода компания начнет переговоры с российскими заводами о размещении таких заказов. Пока наиболее предпочтительны шансы на его получение у Зеленодольского судостроительного завода, который уже имеет опыт изготовления судов такого типа.

Петербург - крупнейший в России рынок речных пассажирских перевозок, оцениваемый примерно в 2 млрд долл. в год. Сейчас на нем работает порядка 35 компаний, оперирующих флотом в 260 судов различных типов. Все они в той или иной степени устаревшего типа, так как массового производства речных пассажирских судов в России не было с 1990-х годов.

По словам генерального директора компании "Водоходъ" Олега Зеленкова, разработка новых судов его компанией совместно с проектным бюро AGAT Design Bureau связана с желанием заменить на линиях наиболее распространенные в городе из скоростных судов "метеоры". "На первом этапе мы хотели бы построить три глиссирующих судна морского класса для работы в Финском заливе, и пять речного класса, которые работали бы в Неве, - рассказал он. - В дальнейшем хотелось бы расширить этот флот до 10 морских и 20 речных судов". По оценкам Олега Зеленкова, ориентировочная стоимость речного судна такого класса - 2-3 млн евро. По его словам, морские суда будут отличаться усиленными корпусами и стоить примерно на 40% больше. Председатель совета директоров Северо-Западного пароходства Виктор Олерский подтвердил планы по модернизации судов, однако уточнил, что срок их реализации может оказаться очень длительным. "Процесс может растянуться на 10 лет", - пояснил г-н Олерский.

До сих пор основной технологией в скоростном пассажирском судоходстве в России были подводные крылья, применяемые на судах самых массовых серий "метеор", "комета", "ракета", "восход", "полесье". Глиссирующий эффект (всплытие судна над водой) использовался до сих пор в основном в маломерном судостроении, однако и крупные суда такого класса уже производились в России - два таких судна было построено Зеленодольским судостроительным заводом (группа "Ак Барс") для новосибирских заказчиков. Кроме него, возможным исполнителем заказов Олег Зеленков назвал петербургский завод "Алмаз", также специализирующийся на производстве скоростных судов.

"Новое судостроение в Петербурге перспективно. В ближайшее время у нас появятся новые маршруты, которые будут востребованы, и нехватка судов будет ощущаться в ближайшие два-три года", - отмечает директор СПбГУ "Управление водного транспорта" Ольга Каргина. Однако она не согласна с мнением о моральном устаревании "метеоров". "Этот флот будет востребован при должном уходе еще минимум 15-20 лет", - уверена она, отметив, что при вводе в строй нового флота одной из проблем может стать формирование и обучение новых экипажей, ведь для работы на новой технике потребуется совершенно иной уровень знания, чем есть у них сейчас.

Генеральный директор завода "Алмаз" Леонид Грабовец вчера заявил, что его предприятие вряд ли сможет выполнить заказ СЗП, так как его мощности загружены до 2012 года.