Железная дорога едет в мурманский порт

На развитие подходов к нему направляется 17 млрд рублей

РЖД направят 17 млрд руб. на поддержание проекта Минтранса России по расширению порта в Мурманске, без которых развитие заполярных портовых мощностей было бы бессмысленным. Выделяемые до 2015 года средства позволят обеспечить удвоение к этому сроку железнодорожного грузооборота в направлении Волховстрой - Беломорск, а к 2020 году увеличить его в 3,5 раза к уровню 2010 года, до 62,5 млн т. Сам мурманский порт, развитие которого предполагает многомиллиардные инвестиции, к 2015 году должен выйти на показатели 80 млн т в год. Кроме того, модернизация железной дороги в Карелии необходима и для расширения железнодорожного коридора из Азии в Европу.

Как заявил на этой неделе начальник Октябрьской железной дороги (ОЖД) Виктор Степов, в ближайшие годы на направлении Волховстрой - Мурманск ожидается значительное увеличение грузооборота, что обусловлено предстоящим освоением Штокмановского месторождения газа, развитием мурманского морского порта и активизацией международных контейнерных перевозок на этом направлении. В числе приоритетных инвестиционных проектов обозначены достройка и ввод в эксплуатацию линии Ледмозеро - Кочкома (необходима для расширения экспортных потоков), развитие пропускной способности магистрали на основных грузовых направлениях, реконструкция станций Беломорск и Кемь, реконструкция российско-финских железнодорожных пограничных переходов на станциях Вяртсиля и Кивиярви в Карелии.

Как пояснили в пресс-службе ОЖД, на сегодняшний день наиболее узким местом на направлении Санкт-Петербург - Мурманск является участок Волховстрой - Беломорск, пропускная способность которого составляет всего 14 пар поездов в сутки. Там расположен однопутный участок с двухпутными вставками. Отрезок Беломорск - Мурманск пропускает 16 пар поездов в сутки. С такими параметрами это направление к 2010 году сможет пропустить к мурманскому портовому транспортному узлу лишь 18,6 млн т грузов. Однако по генеральной схеме развития этого узла, утвержденного в Минтрансе в декабре прошлого года, расчетный грузооборот всех видов транспорта в Мурманске должен составить к 2015 году 79,8 млн т. Основным путем доставки грузов в Мурманск до сих пор остается железная дорога, без модернизации которой запланированные инвестиции государства в 300 млрд руб. в развитие мурманского порта бессмысленны.

"До сих пор к Мурманску нет даже нормальной автодороги, на протяжении 300-400 км нет даже сотовой связи, а зимой в случае аварии водители жгут шины, чтобы не замерзнуть, так что железная дорога - единственный путь туда", - отмечает независимый эксперт железнодорожной отрасли Михаил Свердлов.

Теперь же РЖД самостоятельно расширяет коридор Китай - Европа, причем в обход перегруженного московского узла. Так, одним из направлений инвестиций ОЖД до 2015 года станет расширение стыка с дорожной сетью Северной железной дороги - это позволит расширить пропуск поездов из Китая как в мурманский порт, так и к пунктам пропуска в Финляндии. До сих пор с 2008 года на мурманское направление ОЖД направила 20 млрд руб., однако в основном они шли на электрификацию, поскольку раньше на определенных участках электровозы приходилось заменять тепловозами. Теперь из 17 млрд руб., которые пойдут непосредственно в расширение пропускных способностей дороги, 2,6 млрд руб. будет освоено до 2010 года. Общий объем инвестпрограммы ОЖД в 2008 году составит 56 млрд руб., большая часть которых будет направлена на развитие скоростного движения в сторону Финляндии и на линии Санкт-Петербург - Москва, а также подходов к порту Усть-Луга.