По обходному пути

Ограниченные пропускные способности сдерживают грузопотоки и требуют дополнительных эксплуатационных затрат

В условиях "окон"

Если в начале 2008 года Октябрьская дорога прочно занимала лидирующие позиции, то сегодня она находится на последнем месте на сети по показателям эксплуатационной работы. В июне не выполнен план по грузообороту, обороту и весу грузового вагона, участковой скорости. В плюсе лишь погрузка, составившая 308,39 тыс. тонн, что больше установленного задания, производительность локомотива и технологическая скорость.

Между тем Октябрьская со всеми бюджетными показателями полугодия справилась полностью. Парадокс? Дело в том, что с начала года на магистрали был создан весомый запас прочности, который позволил ей по итогам шести месяцев в целом выглядеть неплохо. Объёмы выгрузки за этот период даже превысили прошлогодний уровень, ускорен оборот вагона, сокращено время его простоя под грузовыми операциями. Но уже в июне положительная динамика сменилась отрицательной.

- Мы справляемся с объёмами погрузки, но испытываем трудности с доставкой грузов по назначению. Причина - в ограниченных пропускных способностях, - прокомментировал сложившуюся ситуацию начальник службы перевозок Михаил Голдовский.

На магистрали значительно возросло число технологических окон, необходимых для организации скоростного движения и производства капитального ремонта железнодорожных путей. Это приводит к нарушению графиков движения, накоплению и сверхнормативному простою вагонов на станциях, увеличению сроков доставки грузов, ухудшению иных важных технико-экономических показателей.

В июне активизировались работы по модернизации линии Санкт-Петербург - Выборг, включающие реконструкцию станций, перенос ординат пути, ремонт искусственных сооружений и другие. Объёмы же перевозок в направлении портов Выборг и Высоцк, погранпереходов Светогорск и Бусловская выросли по сравнению с прошлым годом до 2 млн тонн в месяц.

Из-за ремонта пути на участке Санкт-Петербург - Кошта грузопотоки с Северной дороги также отклоняются на обходные пути - однопутные с более дорогостоящей и менее эффективной тепловой тягой и меньшей участковой скоростью. Через Кошту должны пройти 70 пар поездов в сутки, но пропускные возможности рассчитаны всего на всего 55. Для остальных нужно изыскивать дополнительные варианты.

Грузовые поезда в Санкт-Петербургский узел пропускаются через станции Псков и Дно. Тем же маршрутом идут они в обратном направлении. Ситуация усугубляется ещё и тем, что на Северной дороге в настоящее время тоже производятся масштабные ремонтные работы, в частности, реконструкция Череповецкого узла.

В июне на удлинённые плечи было отклонено 289 грузовых поездов. Это обернулось эксплуатационными потерями в размере 11,3 млн рублей. Обострились проблемы "местного значения". Не хватало локомотивов и локомотивных бригад: в связи с этим основная нагрузка легла на депо Дно и Великие Луки, были задействованы дополнительные бригады депо Бабаево. Усложнили обстановку отказы технических средств. А авария на станции Беломорск почти на две недели парализовала движение на Петрозаводском отделении. Ещё не отработан механизм взаимодействия с Первой грузовой компанией. Передача ей части вагонного парка нарушила сложившуюся годами технологию использования подвижного состава после выгрузки на Мурманском отделении. Теперь он идёт в регулировку по адресам клиентов ПГК. Ежесуточно 120 порожних полувагонов движенцы вынуждены отправлять из Санкт-Петербурга и из Кошты на Кольский полуостров, чтобы восполнить недостающие погрузочные ресурсы.

Программа на июль

Среди отделений Октябрьской только Московское уложилось в заданные на июнь параметры эксплуатационной деятельности. По итогам второго квартала оно даже претендует на одно из лидирующих мест в отраслевом соревновании. Московское и Мурманское отделения перевыполнили план по обороту вагона, производительности вагона и локомотива, обеспечили требуемую участковую скорость.

Падение эксплуатационных показателей произошло из-за накопления вагонов на Санкт-Петербургском узле и проблем с их пропуском, главным образом в северном направлении. Санкт-Петербургское, Петрозаводское и Волховстроевское отделения превысили норматив содержания рабочего парка локомотивов, допустили замедление оборота вагона.

Поэтому июль на Октябрьской проходит под знаком стабилизации. На дороге не склонны драматизировать ситуацию. По словам Михаила Голдовского, положение очень напряжённое, но управляемое. Более того, оперативные данные первой половины июля позволяют предположить, что по итогам семи месяцев магистраль всё же сможет справиться с основными бюджетными заданиями, несмотря на случившиеся сбои. Достигнутый с начала года запас прочности ещё не исчерпан.

- Наряду с отклонением поездов на кружные ходы используется технология пропуска сдвоенных и длинносоставных поездов. Совместно с Северной дорогой отработан механизм передачи таких поездов в обоих направлениях. На ряде участков задействованы дополнительные маневровые и вывозные локомотивы. Изменена технология местной работы, - рассказывает Михаил Голдовский о предпринимаемых мерах по улучшению эксплуатационных показателей.

Кроме того, недавно прошло совещание с руководством Первой грузовой компании, посвященное перспективам сотрудничества, в частности, проблемам интегрирования её вагонного парка в технологические схемы дороги. На магистрали запланирован технико-экономический совет с участием ученых отраслевого вуза, на котором будут рассмотрены вопросы повышения эффективности перевозочного процесса в сложившихся условиях.