РЖД НЕДОСЧИТАЛИСЬ 3,4 МЛРД РУБЛЕЙ
Из-за отказа портов принимать грузы
Наступивший год в очередной раз показал, что проблема простоя грузов на подходах к портам никуда не исчезает и становится с каждым годом только острее. Ежегодно отказы морских портов в приеме грузов и вынужденное введение "Российскими железными дорогами" (РЖД) конвенционных запрещений приводят к значительным финансовым потерям компании - только за первый месяц года железнодорожная монополия недополучила 3,4 млрд руб.
ОАО "Российские железные дороги" являются крупнейшей транспортной компанией страны и входят в тройку самых крупных транспортных компаний мира. Единственный акционер общества - Российская Федерация. Чистая прибыль компании в прошлом году более чем в три раза превысила показатель 2006 года и составила 84 млн руб. Выручка компании по итогам прошлого года составила 950 млрд руб., доходы от перевозочной деятельности - 845 млрд руб. Грузооборот "Российских железных дорог" увеличился на 7%, пассажирооборот - на 3,8%.
Как сообщили РБК daily в пресс-службе РЖД, в результате отказов в приеме грузов российскими портами и иностранными железными дорогами компания недополучила в январе более 3,4 млрд руб. "В январе 2008 года при заявке российских грузоотправителей на 32,1 млн т экспортных грузов была согласована доставка лишь 24,9 млн т, в том числе через российские порты и нефтебазы - 16,5 млн т, порты Украины и стран Балтии - 8,4 млн т", - заявил первый вице-президент "Российских железных дорог" Вадим Морозов, слова которого приводятся в сообщении компании. При согласовании объемов перевозок экспортных грузов российскими портами, нефтебазами и иностранными железными дорогами не подтвержден прием более 4,8 млн т. Иностранные железные дороги не подтвердили прием 2,2 млн т грузов, российские порты и припортовые нефтебазы - 2,6 млн. т. При этом, по данным пресс-службы, в адрес портов России в январе среднесуточно направлялось 87 поездов с экспортными грузами.
Предпринятые железнодорожниками меры особого результата не дали. "Для недопущения длительных простоев подвижного состава РЖД были вынуждены объявить 18 конвенционных запрещений и ограничений на погрузку экспортных грузов в адрес российских портов общим сроком на 147 суток, что в 2,5 раза больше прошлогоднего показателя", - рассказали РБК daily в пресс-службе железнодорожной компании.
Данная проблема не нова. И это не удивительно - по словам Вадима Морозова, 13% всей грузовой работы РЖД осуществляется через припортовые станции. Три года назад РЖД уже пытались урегулировать проблему простоя вагонов на припортовых станциях, заключая с морскими портами договоры о взаимной финансовой ответственности. Данные соглашения предусматривали наложение штрафов как за простой вагонов на железнодорожных станциях, так и за несвоевременную подачу и выгрузку вагонов в морских портах. Но количество отказных грузов год от года только растет. Например, в январе-феврале 2006 года грузоотправители не предъявили к погрузке 6 млн т ранее заявленных грузов. Тогда РЖД были вынуждены ввести 24 конвекционных запрещения общей продолжительностью на 36 суток, а потери компании составили 400 млн руб.