Логистике не хватает локомотива

Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин призвал повысить конкурентоспособность РЖД за счет повышения эффективности логистики и обновления под вижного состава.

По его словам, этим должны заняться все участники транспортного рынка. На пресс-конференции Александр Мишарин отметил: объем перевозок грузов в 2006 году всеми видами транспорта составил 2,5 млрд тонн. Из них 1 млрд тонн перевезен РЖД. На долю РЖД пришлось 80% коммерческого грузооборота в отраслях транспортного комплекса.

Однако Александр Мишарин считает, что этих объемов мало. Логистика в транспортной сфере страны отстает от мирового уровня. Сейчас, по его мнению, необходимо выстроить логистические схемы, связывающие все виды транспорта, чтобы сократить время продвижения грузов до минимума.

По словам заместителя министра, объем лишь контейнерных перевозок по сети РЖД к 2010 году увеличится в 10 раз. Но это произойдет, только если убрать недочеты в логистике. В частности, для привлечения дополнительных грузопотоков до 2010 года нужны инвестиции в инфраструктуру, техническое переоснащение железнодорожной транзитной системы, строительство логистических центров и интермодальных терминалов.

Для повышения конкурентоспособности сети РЖД необходимо и обновление парка подвижного состава. Александр Мишарин отметил, что Минтранс стремится ускорить формирование стратегии развития транспортного машиностроения. В обновлении подвижного состава большую роль должны сыграть частные транспортные компании. Они за последние годы уже вложили свыше 100 млрд руб., и парк частных грузовых вагонов достиг 280 тыс. единиц, или 35% от общей численности грузового парка.

Однако гораздо хуже положение с тяговым подвижным составом. По словам Александра Мишарина, основной парк локомотивов находится в собственности ОАО 'РЖД' и изношен на 80%. Дефицит собственных средств ОАО 'РЖД' в обновление локомотивов составляет 160 млрд руб. А выгодные условия для приобретения локомотивов частниками не созданы.

Причиной является отсутствие тарифной составляющей на услуги локомотивной тяги.

Аналитик ИК 'БрокерКредитСервис' Севастьян Козицын сказал 'Гудку', что выделение локомотивной составляющей (должно произойти в начале следующего года) врядли решит проблему. У частников нет денег на тысячи новых локомотивов. Их может найти и находит только ОАО 'РЖД' как национальный перевозчик. Поэтому он вправе потребовать поддержки у государства, что и делает. Кроме того, ЗАО 'Трансмашхолдинг' (ТМХ) (основной производитель локомотивов в стране) - стратегический партнер ОАО 'РЖД' и поставляет ему 100% выпускаемых локомотивов.

Эксперт видит выход в другом. Частные операторы и другие крупные инвесторы смогут вложиться в обновление тягового подвижного состава тогда, когда будет проведено IPO ТМХ. Продажа акций при влечет инвестиции в развитие холдинга, его мощностей. Вот от этого действительно выиграют все.