airBaltic осваивает Азию

Латвийский национальный авиаперевозчик airBaltic в 2005 году в три раза увеличил объем перевезенных коммерческих грузов. В том числе и за счет транзита из Юго-Восточной Азии. В нынешнем году airBaltic планирует усилить свои позиции в этом регионе, открыв представительства в Японии, Китае и еще одно - на Тайване.

Прошлый год с точки зрения прироста грузооборота был очень неплохим как для Рижского аэропорта, так и для airBaltic. Через аэропорт было перевалено почти 16 тыс. тонн груза - на 81,6% больше по сравнению с предыдущим годом. В свою очередь airBaltic, более известная в качестве пассажирской авиакомпании, перевезла 3,7 тыс. тонн груза, нарастив годовой грузооборот на внушительные 208% (!).

Boeing берет грузы

Коммерческие грузы airBaltic

Откуда такой стремительный рост? Как пояснил Телеграфу руководитель грузового отдела airBaltic Гунар Пейзе, одна из причин - расширение географии полетов airBaltic в прошлом году. Действительно, ведь для коммерческих грузов компания использует не специальные грузовые самолеты, а догружает машины, перевозящие пассажиров. В 2005 году число полетов, совершенных самолетами airBaltic, выросло на 44%, достигнув 23,3 тысячи, что и отразилось на объеме грузов.

Другая причина роста грузооборота - airBaltic стала активнее использовать самолеты Boeing 737-500, которые гораздо вместительнее по сравнению с машинами Fokker, некогда составлявшими основу флота авиакомпании. На Boeing 737-500 в зависимости от перевозимого числа пассажиров можно загрузить до 3 тонн коммерческого груза.

Хочешь - в ОАЭ, хочешь - в США

Расширение географии полетов имело не только количественное, но и качественное значение. По словам Гунара Пейзе, серьезным стимулом для роста грузооборота послужило увеличение числа полетов airBaltic на Украину и в Белоруссию. Он утверждает, что грузоотправители очень заинтересовались этими маршрутами, так как на них пока чувствуется дефицит ресурсов. Сыграло роль и увеличение числа партнеров airBaltic - авиакомпаний, при помощи которых airBaltic может доставить груз из Риги в США или в страны Ближнего Востока, хотя самолеты airBaltic туда не летают. Их сейчас более 20.

Что касается грузопотоков, то существенно выросла роль транзитных грузов, особенно из Юго-Восточной Азии. Сейчас в этом регионе работают три представительства airBaltic (это местные компании, продающие услуги латвийского перевозчика), открытые в Южной Корее, Гонконге и на Тайване (Тайпей).

Между Минском и Сеулом

Благодаря airBaltic Рига стала транзитным грузовым аэропортом для стран Юго-Восточной Азии и Белоруссии, Украины, а также некоторых других стран в Европе. Азиатским транзитом по воздуху преимущественно перевозится электронная техника (плазменные телевизоры, плейеры, мобильные телефоны и т.п.) и изделия текстильной промышленности. Если распределить грузопотоки по их значимости в обороте airBaltic, то на первом месте оказывается транзит грузов из Юго-Восточной Азии в Европу, на втором - транспортировка груза через Ригу из одной европейской страны в другую, а на третьем - экспорт из Латвии.

Прогнозируя перспективы грузовых перевозок в этом году, Гунар Пейзе отметил, что продолжится рост азиатского транзита в Европу. Для этого airBaltic планирует открыть в данном регионе новые представительства в Японии, Китае и еще одно на Тайване. Прирост грузооборота компании в 2006-м, по мнению Гунара Пейзе, составит 15-20%. Возможно, на фоне успехов прошлого года такой прирост кажется не очень большим, но на самом деле это достаточно существенный показатель, поскольку в этом году airBaltic не планирует столь масштабного увеличения числа маршрутов, которое произошло в 2005-м.