На Севере появится крупный европейский порт

На Кольском полуострове началась реализация уникального крупномасштабного инвестиционного проекта, благодаря которому мурманский порт станет одним из ведущих европейских портов.


В начале прошлого века при принятии решения о прокладке железной дороги на Кольский полуостров государство Российское преследовало одну цель - построить порт на севере державы для охраны ее рубежей и развития мореходства. При этом учитывались безусловные преимущества Кольского залива: защищенная от волнения акватория, свободная, незастроенная и неосвоенная территория, свободный выход в открытый океан. Сейчас к перечисленному добавились уже современные благоприятные факторы: возможность использования международных транспортных коридоров ("Севморпуть", "Транссиб" и "Север - Юг"), близость к европейскому и американскому рынкам, надежные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Кольский полуостров с промышленно развитыми регионами России, относительно небольшая интенсивность судоходства...


Одним из главных преимуществ мурманского порта является незамерзающая глубоководная акватория, позволяющая при определенных условиях принимать суда дедвейтом свыше 300 тысяч тонн. В Кольском заливе уже работает рейдовый перегрузочный комплекс "Белокаменка" дедвейтом 360 тысяч тонн.


Сейчас мурманский порт работает на пределе возможностей. Его максимальная проектная нагрузка - 10 миллионов тонн грузов в год. А на сегодняшний день грузооборот порта составляет 16 миллионов тонн сухих грузов. Спасением стала идея создать в Кольском заливе Мурманский транспортный узел (МТУ). В конце 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин утвердил генеральную схему развития Мурманского транспортного узла, разработанную в рамках реализации Транспортной стратегии РФ.


Генеральная схема развития МТУ предусматривает модернизацию существующих на восточном берегу Кольского залива терминалов Мурманского морского торгового порта (на этом берегу расположен и сам город) и строительство новых портовых терминалов на почти не используемом сейчас западном берегу залива. Также запланировано сооружение железнодорожных подъездных путей и сетей электрификации.


На территории нынешнего мурманского порта схема предполагает модернизацию существующего угольного терминала с увеличением его мощности до 9,4 миллиона тонн в год и строительство контейнерного терминала на 1 миллион TEU (эквивалент одного стандартного 20-фунтового контейнера) в год.


На западном берегу Кольского залива в числе прочих будут построены крупнейший в России угольный терминал грузооборотом 18 миллионов тонн в год и нефтеналивной терминал на 25 миллионов тонн в год.


К этим терминалам планируется протянуть железнодорожную линию длиной 26 километров. Чтобы справиться с возросшим грузопотоком, будут расширены станции Мурмаши и Выходной Октябрьской железной дороги, а линия Мурманск - Санкт-Петербург на всем протяжении станет двухпутной и будет электрифицирована. Всего проект создания МТУ предусматривает финансирование из всех источников на уровне 300 миллиардов рублей. В итоге грузооборот мурманского порта должен возрасти с нынешних 22 миллионов тонн в год до 50 миллионов тонн к 2010 году и 75 миллионов тонн к 2015 году.


Чтобы рассчитывать на такие грузопотоки, необходимо создать в портовом транспортном узле конкурентоспособные предложения. И один из самых действенных инструментов для повышения привлекательности мурманского порта - создание на его территории особой экономической зоны (ОЭЗ).


В портовой ОЭЗ будут действовать свободный таможенный режим и система налоговых льгот. Правда, эти преференции будут распространяться не на все предприятия, работающие в ОЭЗ, а лишь на резидентов. Чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать не менее 100 миллионов евро в строительство объектов инфраструктуры нового морского порта или не менее 3 миллионов евро при реконструкции уже существующих мощностей.


В схеме ОЭЗ мурманского порта, разработанной региональным департаментом экономического развития, представлены несколько резидентов. На восточном берегу - это "Мурманский морской торговый порт", "Судоремонтный завод "Морфлота" и компания "Норильский никель".


На западном берегу нефтеперевалочный комплекс будет возводить корпорация "Синтез Петролеум", а угольный порт "Лавна" - "Кузбассразрезуголь" совместно с Кемеровским холдингом "Сибирский деловой союз".


От предприятий-нерезидентов, которые будут работать в ОЭЗ, не требуется объемных инвестиций, но и на таможенные и налоговые послабления они рассчитывать не смогут.


- Очень жаль, что не удалось включить в схему ОЭЗ мурманский рыбный порт, - говорит заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов. - Сейчас порт выставлен на торги, и неизвестно, сохранит ли новый владелец рыбную специализацию предприятия. А рыбопереработка - это, пожалуй, самый удачный вариант для портовой зоны. Ведь суда могли бы с промысла заходить в ОЭЗ, не пересекая при этом госграницы (по правилам госграница будет проходить по внешнему периметру особой экономической зоны), выгружать улов и снова уходить в море. Привезенную рыбу можно потом частично отправлять на внутренний рынок, а частично перерабатывать на территории ОЭЗ и без всяких таможенных проволочек везти на продажу за границу. И чтобы в нашей ОЭЗ присутствовал этот вид деятельности, на западном берегу залива планируется создать рыбный терминал "Гольфстрим".


Особая экономическая зона в порту Мурманск должна стать ключевым звеном отечественной транспортной системы, создать достойную конкуренцию портам Норвегии и Финляндии при вступлении России в ВТО, показать пример эффективной совместной работы государства и бизнеса по развитию инфраструктурных проектов и формированию высокотехнологичного облика российской экономики. Реализация этих проектов выдвинет мурманский порт в разряд крупных североевропейских портов, позволит создать современную инфраструктуру для перевалки всех видов грузов, создаст предпосылки для развития Северного морского пути, а также позволит перераспределять потоки грузов и капиталов в интересах Российской Федерации.


Елена Малышкина


корреспондент "РГ"


комментарий


Юрий Евдокимов,


губернатор Мурманской области:


Еще в 30-е годы прошлого века советское руководство не раз отмечало, что из всех советских портов только Мурманск имеет свободный выход в Мировой океан. И поэтому Кольский залив может и должен быть плацдармом влияния на международную политику и экономику. И, хотя времена "холодной войны" уже позади, сегодня продолжается соревнование между крупными странами в конкурентоспособности, технологиях, мобильности. В этом отношении порт Мурманск сохраняет свое значение для Северо-западного региона и страны в целом и занимает лидирующие позиции по росту грузооборота и темпам развития. Однако для превращения порта Мурманск в действительно крупный транспортный узел на севере Европы, который мог бы конкурировать с такими портами, как Гамбург или Роттердам, необходимо получить статус свободного порта или создать на его территории особую экономическую зону портового типа. И мы благодарны президенту Владимиру Путину, который поддер-жал инициативу правительства Мурманской области по созданию портовых особых экономических зон. Мурманская область в соответствии с условиями конкурса, объявленного Минэкономразвития России, готовит заявку на создание портовой особой экономической зоны в порту Мурманск и, надеюсь, что наши доводы будут правильно восприняты правительством, тем более что желание выступить резидентами зоны уже высказали четыре крупных предприятия, связавших свой дальнейший бизнес с нашим регионом. Приток инвестиций, рост ВРП, дополнительные налоговые поступления в бюджет области позволят увеличить возможности Мурманской области для создания современной общественной инфраструктуры, модернизации и ускорения развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура, жилищный сектор), ликвидируют безработицу, снизят уровень бедности, обеспечат значительное повышение благосостояния населения.


Специальный выпуск