ОТРАСЛИ НУЖНА ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Разработку долгосрочной Стратегии развития железнодорожного транспорта необходимо приветствовать уже только по факту ее появления. Это говорит о том, что руководство отрасли, осуществляющей 80% грузооборота в стране, задумывается о будущем и, оценивая риски, предлагает экономически обоснованную программу позитивных изменений.


Для нас как машиностроителей, предлагающих рынку современные специализированные грузовые контейнеры различных типов, а также платформы для их перевозки, принципиально важно, что в Стратегии сформулирована задача - увеличить грузооборот в 1,7 раза, при этом отмечается важность роста именно контейнерных перевозок. Это позволит ускорить поставки грузов и повысит транзитную привлекательность страны.


Хотелось бы, чтобы более определенно была расшифрована та часть Стратегии, в которой идет речь о формировании рынка логистических услуг и совершенствовании системы государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.


Рост экономики и развитие промышленности привели к появлению крупных частных транспортных компаний, имеющих не только большой парк грузового железнодорожного подвижного состава, но и способных инвестировать значительные средства в дальнейшее развитие транспортного бизнеса. Однако готовность к инвестициям в инфраструктуру и подвижной состав во многом определяется постоянством "правил игры" и гарантией доступа к инфраструктуре и транспортным потокам в условиях свободной конкуренции за потребителя.


В связи с этим считаю крайне важным, чтобы полностью была реализована уже заявленная идея о выделении из РЖД транспортных активов в форме независимого и самостоятельно действующего оператора рынка грузовых перевозок.


Мне кажется, что более глубокой разработки требует фрагмент Стратегии, посвященный взаимодействию с машиностроительным комплексом. В частности, хочется поддержать предложения Минпромэнерго по реализации Стратегии, которые предусматривают господдержку практики заключения долгосрочных договоров, предоставление государственных гарантий, возмещение предприятиям части затрат, возникающих при привлечении кредитов для финансирования научно-исследовательских разработок и модернизации оборудования при технологическом перевооружении.


Поддержка фундаментальных и прикладных исследований, а также формирование системы грантов для реализации инновационных проектов и внедрения передовых разработок также должны занимать больше места в Стратегии.


Хотя ширина колеи на российских железных дорогах и отличается от европейского стандарта, считаю крайне актуальной системную работу по привлечению лучших зарубежных технологий как в сфере транспортного машиностроения, так и для коренной модернизации и дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры. Думаю, что РЖД стоит подумать о продолжении работы по введению системы норм и требований, регламентирующих характеристики подвижного состава, позволяющие, в частности, приблизить межремонтный пробег вагонов к 1 млн км, что является нормой для Западной Европы и Америки, а также довести нагрузку на ось до 25 - 30 тонн.