Доклад заместителя Министра транспорта Александра Мишарина «Государственная политика развития транспорта: инвестиции в инфраструктуру» на международном семинаре «Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения», организованном Внешэкономба

Уважаемые дамы и господа, участники и организаторы
международного форум-семинара «Государственно-частное партнерство в России:
проблемы и решения».

Прежде всего, от имени Министерства транспорта Российской
Федерациии разрешите поблагодарить вас за приглашение принять участие в таком
представительном форуме и выступить с сообщением по одной из наиболее актуальных
для нас сегодня тем - развития государственно частного партнерства.

Мы считаем, что для Минтранса России 2006 год должен стать
годом начала реализации крупномасштабных транспортных проектов на основе ГЧП.

Государственная политика в сфере транспорта формируется в
соответствии с задачами, поставленными Президентом, Правительством Российской
Федерации и целями, обозначенными стратегическими документами Министерства
транспорта -Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года,
Стратегией развития транспорта на период до 2010 года и скорректированной
Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)».

За последние годы роль транспорта в экономической и
общественной жизни, в системе национальной безопасности России существенно
изменилась. Растет инвестиционная привлекательность транспортного сектора. Так,
доля транспорта в структуре инвестиций возросла с 11% в 2004 году до 13% в 2005,
а объем инвестиций в основной капитал в организациях транспортного комплекса
вырос на 19,1% по сравнению с 2004 годом.

Фактический объем финансирования транспортной отрасли из
бюджета вырос в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 36% и составил 150,8
млрд. рублей, при 174,7 млрд. рублей заложенных на 2006 год. Таким образом,
совместными усилиями мы смогли приостановть падение финансирования транспортной
отрасли в течение предшествующих лет.

Однако это далеко не означает, что транспорт будет
развиваться исключительно за счет средств бюджета. Мы сегодня предпринимаем ряд
вполне конкретных шагов, направленных на повышение инвестиционной
привлекательности и привлечение дополнительных частных инвестиций и средств
пользователей в развитие транспортной инфраструктуры.

Главным направлением в этой работе становится развитие
государственно-частного партнерства.

Основной формой сотрудничества с инвесторами здесь станут
концессии в сфере платных автодорог, железнодорожных объектов, морских и речных
портов, аэропортов, ледокольного флота, приграничных пунктов пропуска. Должен
сказать, что в развитие принятого в 2005 году Федерального Закона «О
концессионных соглашениях», Минтранс совместно с Минэкономразвития России
разработали типовые концессионные соглашения в сфере транспорта, которые сегодня
проходят итоговые процедуры согласования.

Вторым направлением ГЧП является стимулирование
инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого
складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на
услуги транспорта и инвестиционную привлекательность транспортных проектов.

Третье направление - это привлечение грузоотправителей или
пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов.

Напомню, что в 2005 для государственного софинансирования
крупных проектов, имеющих общегосударственное значение был создан Инвестиционный
Фонд Российской Федерации. При этом Министр транспорта является заместителем
председателя Правительственной Комиссии, а заместитель Министра транспорта -
заместителем председателя Инвестиционной Комиссии по Инвестиционному Фонду.

Должен также отметить, что сегодня в Минтрансе проведена
большая работа по разработке механизмов финансирования инфраструктурных
проектов. Мы подписали соглашение, согласно которого Внешэкономбанк России
выступает инвестиционным консультантом Минтранса в части реализации крупных
инфраструктурных проектов на основе ГЧП; организовали специальную
образовательную программу на базе Московского института инженеров транспорта для
подготовки специалистов по концессиям на транспорте; сформировали Экспертный
совет по развитию государственно-частного партнерства.

На первом заседании Совета 30 марта этого года бизнес
представил 14 проектов, которые потенциально могут быть поданы на конкурс в
Инвестфонд.

Мы можем констатировать, что 2005 год позволил
структурировать проекты, высветил проблемы, возникающие при реализации проектов
ГЧП в России.

В рамках стратегических целей Министерством транспорта
определен ряд приоритетных проектов в области развития транспортной
инфраструктуры, в частности, проекты строительства платных автодорог и
высокоскоростных железнодорожных магистралей, создание национальной сети
современных аэропортов - хабов и другие проекты, имеющие высокую инновационную
составляющую.

В области развития дорожной инфраструктуры наиболее крупным и
национально значимым проектом, финансирование которого предполагается
осуществлять с привлечением внебюджетных средств, является проект создания новой
скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт- Петербург (от МКАД до КАД
Санкт- Петербурга).

Ее Строительство на значительном протяжении можно реализовать
в одном транспортном коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью. В
настоящее время принимаются меры для максимально возможного использования ранее
разработанных материалов по данному проекту, проводится корректировка проектной
документации с учетом вновь принятого решения о строительстве всей магистрали.

В августе-сентябре 2005 года были проведены согласительные
совещания с администрациями субъектов Российской Федерации, на которых
достигнуты договорённости по реализации проекта. В частности, регионы
согласились с предложением Минтранса России о резервировании земель, проведении
инвентаризации отводов земель, планируемых к изъятию для прокладки трассы
дороги, выдаче компетентной организации разрешения на проведение
проектно-изыскательских работ.

Определены возможные точки примыкания планируемой трассы к
существующим автомагистралям и входам в города Москва и Санкт-Петербург.

Мы рассчитываем начать строительство первого участка
магистрали - а это 17- 58 километры уже в 2006 - начале 2007 года.

В настоящее время Минтрансом во взаимодействии с
Минэкономразвития, а также ведущими мировыми консалтинговыми компаниями
разрабатывается комплексная концепция организационно- правовой и финансовой
модели управления на платных автомобильных дорогах. С учетом этих наработок, а
также при условии успешного прохождения в Государственной Думе закона «О платных
автомобильных дорогах», Минтранс планирует внести в Правительство до конца
текущего года проекты Постановлений о реализации пилотных проектов платных
автомобильных дорог и создании хозяйственного общества для управления проектом
строительства скоростного транспортного коридора «Москва - Санкт-Петербург».

Второй крупный автодорожный проект - это платная
автомагистраль Западный Скоростной Диаметр в Санкт- Петербурге. ЗСД
непосредственно примыкает к трассе Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-
Петербурга и обеспечивает связи морского порта с 13 федеральными и
территориальными дорогами от Санкт- Петербурга в направлении Финляндии, Эстонии,
Украины, Белоруссии и соседних регионов России. Реализация проекта имеет большое
значение для оптимизации логистики при доставке грузов в порт и из порта,
способствует повышению эффективности работы транспортного комплекса города,
обеспечивает связи южной, западной и северной планировочных зон Санкт-
Петербурга, минуя исторический центр города, способствуя оздоровлению
экологической обстановки в городе.

Согласно Распоряжению Правительства РФ мы подготовили пакет
конкурсной документации на выдачу концессии по этому проекту. Сегодня все
документы проходят согласования в заинтересованных министерствах.

Еще один проект - Перспективная автомагистраль «Центральная
кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) Московской области» - рассматривается
Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Московской
области как одно из главных связующих звеньев между элементами Московского
транспортного узла.

Основными целями инвестиционного проекта являются:

повышение мощности и улучшение качества поперечных
транспортных связей в пределах Московской области; кардинальное улучшение
транспортного обслуживания населения и бизнеса в регионе; оптимизация грузовых и
пассажирских потоков, а также снижение эксплуатационно-инфраструктурной
составляющей стоимости перевозок; снижение уровня перегрузки на головных
участках федеральных дорог за счет перераспределения транспортных потоков
движения; уменьшение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую
среду Подмосковья; формирование инфраструктурной основы современной
интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного
узла опорной транспортной сети Российской Федерации; повышение безопасности
дорожного движения и снижение аварийности на дорогах Московской области.

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два
существующих автомобильных кольца особого назначения - Московское малое кольцо,
Московское большое кольцо, на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва -
Минск, протяженность участка41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург,
протяженность участка 38,6 км). Длина трассы составит от 320 км (по варианту:
ММК с дополнительными обходами ряда подмосковных городов и крупных населенных
пунктов) до 480 км (по варианту: участки ММК, МБК, М-1 и М-10 с дополнительными
обходами ряда городов и населенных пунктов). Причем, планируемые к использованию
в проекте «ЦКАД» участки обеих кольцевых дорог в результате реконструкции будут
расширены до 3-4 полос в каждую сторону.

На пересечении ЦКАД с 18 радиальными автомагистралями
планируется построить многоуровневые развязки. Все пересечения с железными
дорогами также будут разнесены на разные уровни, а между внешней и внутренней
сторонами проектируемого кольца будет установлен разделительный барьер
безопасности. В природоохранных зонах и лесах, через которые пройдет трасса ЦКАД,
будут построены специальные подземные переходы для диких животных.

Максимальная разрешенная скорость движения на проектируемой
трассе составит 150 км/час.

Дорога будет строиться с соблюдением норм I и II технической
категории. По показателям безопасности и комфорта ЦКАД будет на уровне лучших
дорог Европы. Кроме того, планируемый к реализации Проект полностью
соответствует европейским принципам пространственного развития территорий.

Сегодня проект «ЦКАД» находится на этапе обоснования
инвестиций. Срок окончания работ по обоснованию инвестиций определен 1 июля 2006
г.

В хорошей стадии проработки также находятся проекты
строительства платной соединительной автомагистрали М-1 Беларусь Москва- Минск в
обход г. Одинцово и участков трассы М-4 «Дон».

В области железнодорожного транспорта наиболее реальными, с
нашей точки зрениям проектами, реализуемыми с использованием механизма
государственно-частного партнерства, могут стать: Проект строительства
высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, который не
только обеспечит перенос пассажирского движения с существующей железнодорожной
линии Москва - Санкт- Петербург и ее последующее освобождение исключительно под
грузовое движение, но и позволит говорить о реальной интеграции России в
Европейскую сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Общий экономический эффект от проекта будет достигнут в том
числе за счет повышения эффективности грузоперевозок по маршруту Москва - Санкт-
Петербург, за счет дополнительного стимулирования экономического развития
Северо-Западного региона Российской Федерации, за счет создания дополнительных
рабочих мест в районах прохождения трассы. Протяженность железнодорожной
магистрали составит 659,1 км. Скорость движения поездов - до 350 км/час.

Второй проект - это строительство скоростной железной дороги
Санкт- Петербург - Бусловская, которая представляет собой часть единой
железнодорожной системы Россия - Финляндия. В настоящее время этот участок,
протяженностью порядка 160 километров крайне загружен. Средняя скорость составов
здесь на превышает 70 км/ч. После реализации проекта максимальная скорость
движения электропоездов будет увеличена до 140 - 200 км/ч. В целом, организация
скоростного движения на обозначенном участке железной дороги, соединяющей
Санкт-Петербург и столицу Финляндии, позволит значительно увеличить объемы
грузооборота России. Кроме того, появляется возможность привлечь дополнительный
пассажиропоток с других видов транспорта.

В рамках реализации проекта планируются провести коренную
модернизацию существующего железнодорожного участка. Реконструкция
железнодорожного участка позволит сократить время следования на маршруте Санкт-
Петербург - Хельсинки до 3 - 3,5 часов, что составит реальную конкуренцию
автомобильному и воздушному транспорту.

Также в области железнодорожных проектов на основе ГЧП можно
рассматривать проекты строительства подъездных путей к месторождениям полезных
ископаемых, например Эльгинское и Элегестское местрождения углей в Сибири,
проект строительства железной дороги Кызыл - Курагино в республике Тыва, проекты
развития припортовых железнодорожных станций и так далее.

В области развития гражданской авиации следует
выделить проекты по развитию Московского авиаузла по принципу хаба, прежде всего
аэропорта Шереметьево;

организацию на базе аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург) и
Емельяново (Красноярск) крупных транспортно- логистических узлов. Организация
хабов на базе аэропортов с нашей точки зрения позволит обеспечить эффективное
взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих
операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и
региональных пассажирских и грузовых перевозок.

Реализация таких проектов предусматривает:

  • реконструкцию аэродрома и аэровокзального комплекса;

  • внедрение современных технологий по обслуживанию
    пассажиров и авиаперевозчиков;

  • развитие географии и частоты полетов с использованием
    технологий трансфертных перевозок;

  • развитие инфраструктуры перевозок: гостинично - деловой
    комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля;

  • развитие грузовых перевозок;

  • развитие системы наземного транспорта.

В области развития морского и речного транспорта
наиболее значимыми проектами, реализуемыми на условиях государственно-частного
партнерства, можно выделить проекты развития порта Усть-Луга, Мурманского и
Новороссийского транспортных узлов.

В своем выступлении, как вы понимаете, я смог рассказать
только о части проектов, которые Министерство транспорта Российской Федерации
планирует реализовать с использованием механизмов государственно-частного
партнерства. Более полная информация содержится в разработанной специалистами
Минтранса принципиально новой подпрограмме «Развитие экспорта транспортных
услуг» в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной
системы России (2002-2010 гг)». Принятие такой подпрограммы в 2005 году, в
состав которой вошли практически все проекты ГЧП, направленные на развитие
транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, безусловно, стало очень
большим шагом вперед.

Кстати в рамках этой подпрограммы мы планируем также готовить
обоснования инвестиций для проектов, которые в дальнейшем предполагается
финансировать из средств Инвестиционного фонда. На проектирование из
федерального бюджета по подпрограмме предусмотрен 1 млрд руб.

В заключении, разрешите мне еще раз поблагодарить
организаторов за приглашение на этот форум и пригласить всех заинтересованных
участников к сотрудничеству в рамках реализации проектов развития транспортной
инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства.

Благодарю за внимание!