Высокопоставленные персоны сегодня не будут ездить на платформах пульмана
175 лет назад родился (1831-1897) Джордж Мортимер Пульман — американский промышленник, создатель знаменитых спальных вагонов для железнодорожных составов.
В самое первое роскошное путешествие по железной дороге отправилась британская королева Виктория. Для нее построили особый вагон-салон — с голубыми диванами с подушечками, широкими креслами с пуфиками и подставками для ног. Стены были задрапированы, а потолок напоминал шелковое стеганое одеяло.
Однако главным изобретателем поездов для богатых считается американец. В пульмановском салон-вагоне «Пионер», поставленном на рельсы в середине 60-х годов XIX века, мягкие сиденья на ночь легко раскладывались наподобие диван-кровати.
Управляющий английской компанией, оказавшись в Америке и прокатившись на «Пионере», пришел в восторг и пригласил Пульмана в Англию. В 1882 году была основана всемирно известная «Пульмановская компания дворцовых вагонов».
Предприятие американца ждало невероятный успех: все английские аристократы и члены королевской семьи путешествовали только в вагонах «Пионер».
Позже Пульман совершил еще одну маленькую «революцию»: включил в железнодорожный состав вагон-ресторан. До этого поезда надолго задерживались на крупных станциях, чтобы пассажиры могли пообедать в здании вокзала...
В континентальную Европу перенести свой бизнес Джорджу Мортимеру Пульману не удалось. Там был свой специалист по «дворцовым вагонам» — бельгиец Джордж Негельмейкерс. Он основал компанию, которая крепко держала монополию на поезда «Ориент-Экспресс» (больше известные как «Восточный экспресс»), ходившие по маршруту Париж — Стамбул.
В службе по связям с общественностью Северо-Кавказской железной дороги корреспонденту «Вечернего Ростова» сообщили: первые отечественные пассажирские вагоны в России появились в 1850 году. Их строительством занимался Александровский завод в Санкт-Петербурге.В то время вагоны производились для строящейся Московско-Петербургской железной дороги.
В это же время в Америке железнодорожное строительство и вагоностроение приобрели массовый характер. Для спальных пассажирских вагонов массового производства Пульман разработал и запатентовал еще и тележки необычной конструкции, позволявшие пассажирам не чувствовать сильных рывков и ударов колес.
Именно эту конструкцию тележек впервые применили на Александровском заводе в 1872 году для отечественных пассажирских вагонов дальнего следования.
Первоначально тележки «типа Пульмана» нашли применение лишь в вагонах первого класса, спальных вагонах, вагонах-ресторанах и вагонах-салонах для высокопоставленных лиц. По принятой в дореволюционной России системе эти вагоны были легко узнаваемы в составе пассажирского поезда: они имели голубую окраску.
Сегодня название «Пульман» стало нарицательным для всех пассажирских вагонов, имеющих четырехосную конструкцию. Даже в 50-х годах прошлого века, когда на смену вагонам с деревянной конструкцией кузова пришли обшитые листовым металлом, железнодорожники по привычке продолжали называть их «Пульманами».
Кстати, в 1981 году компания американского промышленника стала называться «Пульман Транспортейшен». Сейчас там производят только грузовые вагоны и платформы для большегрузных контейнеров.