НАШ ПАРОВОЗ
Стартовал третий этап реформы железных дорог
Железным дорогам в России почти 170 лет. И только несколько лет назад правительство всерьез занялось их реформированием. Аббревиатура Министерства путей сообщения -МПС - исчезла из нашей жизни 1 октября 2003 года. Министерство разделили: все, что касается перевозок, перевели во вновь созданное ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД"), а контроль возложили на Минтранс. Сегодня ОАО "РЖД" - это крупнейшая российская транспортная компания, принадлежащая государству. ОАО владеет 100% железнодорожных магистралей в России, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также около 20 000 локомотивов, более чем 600 000 грузовых и пассажирских вагонов. В 2005 году железнодорожники перевезли свыше 1, 3 млрд. пассажиров и около 1, 3 млрд. тонн грузов. "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота страны и свыше 41% пассажирооборота. Чистая прибыль компании по итогам прошлого года составила 11, 3 млрд. руб., а в виде дивидендов государству будет перечислено около 1 млрд. руб. 2005 год стал для компании годом завершения второго этапа структурной реформы железнодорожного транспорта. Результаты двух проведенных этапов говорят об их положительном значении для экономики страны. ОАО "РЖД" за два года своей работы обеспечило 10-процентный рост объемов перевозок, технологическую и финансовую устойчивость, повышение безопасности движения поездов, способствовало возрождению отечественного железнодорожного машиностроения, существенно увеличило объемы налоговых платежей. Снижается и влияние компании на инфляционные процессы в стране. Если в 2003 году, по оценке Минэкономразвития, железнодорожный транспорт формировал около 1% инфляции, то в текущем году вклад железнодорожных тарифов в инфляцию уменьшился до 0, 6%. "Этого удалось достичь за счет снижения издержек и повышения эффективности транспортных перевозок", - говорит президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. В рамках реализации второго этапа реформы на железнодорожном транспорте проведена реструктуризация предприятий, на основе которых будут создаваться дочерние общества. В текущем году продолжится реформа железнодорожного транспорта. Создание Федеральной пассажирской дирекции (ФПД) - одно из основных условий развития пассажирского комплекса. Планируется создание нового предприятия в составе ОАО "РЖД", которое объединит в единую структуру пассажирский комплекс сети железных дорог, обслуживающий перевозки в дальнем следовании. В его состав войдут 17 региональных дирекций, 46 вагонных депо, 25 500 пассажирских вагонов и другое имущество.
По расчетам ОАО "РЖД", чистая прибыль компании к 2008 году увеличится более чем в два раза.