Рынок выбирает перевозчиков

В субъектах СЗФО на обслуживании пассажиров успешно работают как госпредприятия, так и частные перевозчики. Практика показывает, что эффективнее всего их работу регулирует сам рынок В некоторых регионах основную долю перевозок по-прежнему обеспечивают госпредприятия. Однако администрация Псковской области создала ФГУП "Автобусный парк города Пскова" такие условия, что оно вынуждено было оптимизировать свои расходы. И только после того как удалось обеспечить высокую окупаемость затрат, ФГУП получило дотации на обновление подвижного состава по лизинговым схемам.


В Мурманске основные перевозки пассажиров выполняют 6 троллейбусных, 14 автобусных и 15 коммерческих автобусных маршрутов. После тщательного анализа условий эксплуатации подвижного парка власти пришли к выводу, что в северных условиях городской транспорт не может работать без дотаций, и заложили в бюджете средства для приобретения новых автобусов и троллейбусов.


А вот в Вологде, наоборот, одними из первых в РФ доверили обслуживание пассажиров частникам, акционировав городской электротранспорт, который выполнял роль основного перевозчика в городе. Отношения с властями после этого у ОАО "Вологдаэлектротранс" во многом из-за несовершенства российского законодательства складывались непросто. И все же удалось найти вариант эффективного сотрудничества в рамках социального заказа.


В Петрозаводске в 2004 году заключили договор с ООО "Пассажирские автобусные перевозки", созданного на базе ООО "Бенди", которое стало победителем конкурса на право аренды материально-технической базы МУП "Автоколонна 1126 плюс". И сегодня это крупное частное предприятие доказало, что способно эффективнее работать на маршрутах, чем государственные структуры.


Власти Петрозаводска не указывали фирме, как ей надлежит работать. Они выступили заказчиком услуг, поставив задачу сделать проезд в городском транспорте доступным, комфортным и безопасным. А структуру парка подвижного состава определили сами перевозчики. При этом те автобусы, которые приобретала администрация Петрозаводска, остались муниципальной собственностью.


Как видим, схемы работы городского транспорта выбирали различные. Но во всех субъектах РФ исходили из главного: перевозки пассажиров не должны стать тормозом экономического роста региона. Чем больше автобусов выходит на маршруты, тем лучше для населения. И лишь в Петербурге, по-видимому, готовы внести в это правило исключение, решив заняться "селекцией" транспортных предприятий, которая, по сути, ограничивает доступ предпринимателей к маршрутным сетям.